В обстоятельном интервью британской газете London Evening Standard чемпион 1996 года, а ныне комментатор на Sky Sports Деймон Хилл рассказал о Льюисе Хэмилтоне, Себастьяне Феттеле и Берни Экклстоуне.
Деймон Хилл: «Энтони Хэмилтон и Рон Деннис воспитали Льюиса как вундеркинда, у него отличная спортивная биография, но вопрос в том, чем она закончится. Куда идет карьера Хэмилтона? Он эксцентричный парень, у него был талант, но он его растратил. Когда Льюис сможет его вернуть? Сумеет ли он воспользоваться этой возможностью? Он перешёл в Mercedes. Ему еще нет 30-ти, он только приближается к этому возрасту, но время идет.
Я не хочу сказать, что Льюис наивен, но ему многому надо научиться. Он искренне надеется продолжить карьеру так, как он хочет, но Формула 1 очень коварна. Чтобы добиться успеха, нужны жесткость, концентрация и по сути деловой склад ума. Возможно, Льюис считает, что все это лишнее, и лишь стремится оказаться за рулем и показать на трассе, на что он способен.
Для таких людей, как Льюис, существует два варианта профессионального роста. Первый – это модель Дэвида Бэкхема, карьерой которого занимается та же компания. Менеджеры XIX Entertainment доказали, что некоторым людям свойственно выходить за границы спорта. Складывается впечатление, что они предлагают Льюису идти по этому пути. В жизни Хэмилтона многое происходит. Его подруга – популярная певица. Но что считать мерилом успеха того или иного человека? Популярность или достижения?
Проблема Льюиса в том, что гонщиков Формулы 1 не воспринимают как знаменитостей. Они становятся популярны только благодаря своим достижениям. Если вы футболист, то ваши победы тесно связаны с победами команды. В случае с гонщиками всё иначе – значение имеют только личные достижения. В конце концов, никто не оценивает вашу карьеру с точки зрения успехов команды. Все смотрят на ваши личные результаты и интересуются, сколько гонок или титулов вы выиграли?
Когда Льюис решил покинуть McLaren, это решение выглядело безрассудным шагом, но в межсезонье Mercedes оказалась гораздо более конкурентоспособной, чем прежде, так что Льюис сделал правильный выбор. В этом году у него еще остаются шансы на титул. Машина позволяет выиграть Гран При Великобритании. Опередить Себастьяна Феттеля будет нелегко, но вполне возможно.
Чтобы догнать Феттеля в этом году, надо сделать что-то невероятное. Он на пути к четвертому титулу, хотя ему только 25 лет. Это даже забавно. Себастьян Феттель станет легендой.
Впрочем, есть два более опытных гонщика, которые старше него: Фернандо Алонсо и Кими Райкконен. Последний – самый быстрый и стабильный в пелотоне, он регулярно зарабатывает очки. Это отличный пример того, что можно сделать, когда талант сочетается с умом и зрелостью. То же самое относится к Алонсо. Он не боится делать то, что необходимо, так что у него отличный шанс добиться успеха. Фернандо – наиболее цельный гонщик из всех, но в отличие от ситуации Феттеля, его машина недостаточно конкурентоспособна.
Проблема с Себастьяном в том, чего бы он добился за рулем менее конкурентоспособной машины? Не думаю, что Феттель умеет справляться с поражением или легко ведет борьбу в середине пелотона. Алонсо и Райкконену приходится прилагать немало усилий, чтобы добиться хороших результатов. Они должны избегать неприятностей, и им это удается. С этой точки зрения, Феттелю не хватает зрелости.
Успехи Red Bull Racing – это потрясающее достижение. Я думал, что Ferrari будет чаще бороться за лидерство, чем оказалось. Сейчас в чемпионате доминируют Феттель, руководитель технического департамента Red Bull Эдриан Ньюи и руководитель команды Кристиан Хорнер, очень сильный человек. Если бы резина была более износостойкой, преимущество Red Bull Racing могло быть еще больше, и в команде это понимают.
Я ожидал, что McLaren разовьет свой прошлогодний успех, но она сама создала себе проблемы. Удивительно, что Mercedes оказалась настолько конкурентоспособной, и хотя W04 уступает в гоночном темпе, у нее неплохая скорость. Я вполне уверен, что в следующем году Mercedes будет бороться за лидерство вместе с Red Bull Racing.
В Red Bull Racing и Ferrari были недовольны тем, что Mercedes провела тесты шин, не поставив их в известность. Большинство понимает, что действующий регламент запрещает работать с машиной этого года на тестах, которые проводятся по ходу сезона. Однако Pirelli нужна информация о нынешней конкурентоспособной машине, а в следующем году появятся турбомоторы. Итак, существует хороший аргумент в пользу того, что они делали важное дело».
Гран При Великобритании считается одной из самых престижных гонок сезона, но несколько лет назад ее будущее в календаре чемпионата находилось под угрозой. По мнению Деймона Хилла, Формула 1 не может позволить себе потерять столь важную гонку.
«В Великобритании проходят события, очень важные для укрепления имиджа страны, и Гран При Великобритании – одно из них, – продолжил гонщик. – С началом гоночного уик-энда о Великобритании и о машинах, которые были разработаны и построены здесь, услышат 600 миллионов человек по всему миру, так что это фантастические возможности. Сильверстоун может быть нашим Индианаполисом, но реализация этого проекта требует финансовых вложений. На автодроме надо построить хорошие трибуны, чтобы зрители могли видеть происходящее на трассе.
Доходы Формулы 1 огромны. Почему бы не направить эти деньги на поддержку трасс? Это крайне важно: посмотрите на футбол или на крикет. Первый в истории Гран При прошёл в Сильверстоуне, но он мог бы и не состояться, если бы не любовь нашей страны к спорту и к инженерному делу. Несмотря на высокую цену, билеты на этап в Сильверстоуне всегда раскупаются. В день гонки придут от 90 000 до 110 000 болельщиков. Это рекордное число зрителей.
Нам действительно надо укреплять основы, а Берни Экклстоун иногда упускает это из виду. Ему кажется, что в этой ситуации деньги заработает не он, а кто-то другой. Я бы поспорил, что ему удалось бы заработать на Сильверстоуне. Будет здорово, если Берни это поймет, и тогда его поддержит вся Великобритания.
Судебное преследование Экклстоуна в Германии – серьезная проблема, но у Берни потрясающая способность выпутываться из сложных ситуаций. Он далеко зашел и не собирается довольствоваться достигнутым. Забудьте. Суда не будет.
Берни навел порядок в Формуле 1, когда всё было в хаосе, он невероятно дальновиден. Единственное, что мне не нравится в его подходе – я считаю, что существуют важные для Формулы 1 вещи. Без любви европейских болельщиков к автоспорту чемпионат очень быстро умрет, если проводить гонки только в Китае, Индии или США. В Малайзии и Китае трибуны никогда не бывают заполнены – в этом разница между страной, где спорт навязывается, и той, где он зародился. В Бахрейне стараются продавать Формулу 1 как что-то полезное, но на нее нет спроса. Я не думаю, что Берни интересует спортивная составляющая – его привлекает доход от Формулы 1».