Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Японии...
Гран При Японии прошел по иному сценарию, чем недавние этапы – на этот раз Себастьян Феттель не смог стартовать с поула и сразу контролировать ход гонки. На первом отрезке он ехал третьим и должен был полагаться на стратегию, чтобы одержать победу.
В Red Bull Racing использовали разную стратегию для своих пилотов – Феттель проехал дистанцию с двумя пит-стопами, а Уэббер – с тремя. Мы поговорим о том, почему команда так поступила, и могли ли Уэббер и Грожан одержать победу.
Старт не в пользу Red Bull
Старт гонки часто определяет её сценарий, и на этот раз стартовавшие первым и вторым Уэббер и Феттель, начали гонку неудачно – Роман Грожан пробился вперёд и перехватил инициативу. Уэббер ехал вторым, Феттель – третьим.
Переднее крыло машины Феттеля коснулось заднего колеса машины Хэмилтона – у Льюиса произошел прокол, а машина Себастьяна немного потеряла в прижимной силе, но это почти не сказалось на её эффективности.
На первом отрезке Феттель ехал примерно в двух секундах за Уэббером, экономя резину, а Марк на шести первых кругах пытался прессинговать Грожана, а потом немного отстал. К 11-му кругу, когда он провёл пит-стоп, резина на его машине потеряла эффективность. При этом с шинами Medium машина Грожана была очень быстра, в тот момент в Lotus могли надеяться на победу.
Грожан провёл пит-стоп на 12-м круге, чтобы не упустить Уэббера, получившего перед этим свежий комплект более жестких шин. У Lotus была возможность проследить за тем, какие шины получил Марк, и они тоже выбрали более жесткие. Возможно, учитывая последующий ход гонки, им стоило вновь поставить Грожану Medium – в этом случае он сохранил бы прежнюю скорость и мог финишировать вторым.
С переходом на Hard, темп Грожана упал – в Red Bull Racing увидели это уже в начале отрезка, что и определило их дальнейшую стратегию. Феттель оставался на трассе до 14 круга, затем провёл пит-стоп, получив свежий комплект более жестких шин. В начале второго отрезка первая тройка ехала в том же порядке.
Второй отрезок – время принятия решений
Когда стратеги Red Bull увидели, что темп Грожана на более жесткой резине упал, они поняли, что Феттель сможет выиграть гонку с двумя пит-стопами. Но данные, полученные на первом отрезке Уэббера, говорили о том, что Марк вряд ли сможет опередить Романа при стратегии двух пит-стопов, что и стало причиной дальнейших действий.
Единственный сценарий, позволяющий Марку выиграть гонку, состоял в том, чтобы проехать второй отрезок максимально быстро, на пределе возможностей шин, а затем попытаться опередить Lotus за счёт пит-стопа на 28-29 круге. Если бы в Lotus отреагировали, и в тот же момент сменили резину Грожану, Марку пришлось бы обгонять Романа на трассе, но шины на их машинах проехали бы одинаковую дистанцию.
В Red Bull Racing исходили из интересов команды. Победа в гонке была возможна, они знали, что Уэббер не сможет проехать столь же длинный отрезок, как Феттель, имеющий шанс одержать победу с двумя пит-стопами, поэтому австралийца перевели на три пит-стопа. Это позволило не волноваться по поводу состояния резины у Марка и надеяться на возможные обгоны в конце дистанции, которые мы не раз видели в прошлом.
Эта стратегия поставила Марка в невыгодное положение, ведь на последнем отрезке он оказался бы позади напарника. Риск для команды был в том, что учитывая непростые отношения между пилотами, Марк мог попытаться опередить Феттеля на последних кругах, что могло привести к столкновению. Тем не менее, команда рискнула, возможно, считая, что они смогут контролировать ситуацию.
На 25-м круге Уэббер провёл второй пит-стоп, а Феттель быстро догонял Грожана, сократив отставание с 3.4 секунды до 1.2 за два круга – разница в скорости продемонстрировала Lotus, что они не смогут бороться с Феттелем – он был слишком быстр.
С 28 круга можно доехать до финиша на одном комплекте более жестких шин, и Грожану решили сменить резину. Решение было непростым – в Lotus понимали, что если Роман останется на трассе, то потом, на более свежей резине, у него будет больше шансов побороться с Уэббером за второе место на последних кругах, но победа в этом случае точно будет потеряна, а именно за неё они боролись до последнего.
Феттель был слишком силён – он эффективно контролировал состояние шин и смог проехать ещё восемь кругов в отличном темпе после пит-стопа Грожана. Себастьян получил свежий комплект шин и опередил француза на последнем отрезке.
Уэббер упустил победу, но он - второй
Большинство специалистов по стратегии в паддоке Формулы 1 считают, что Red Bull Racing в Сузуке сделала всё верно, на их месте они поступили бы так же - предоставили более быстрому гонщику максимальный шанс на победу, а второго пилота старались бы привести к финишу вторым, ведь дубль на финише – лучший результат для команды.
Уэбберу не удалось бросить вызов Феттелю в борьбе за победу на последних кругах – после третьего пит-стопа он слишком долго не мог обогнать Грожана. У Марка было преимущество более свежих и более мягких шин, преимущество в скорости на прямой из-за чуть меньшей прижимной силы – он должен был опередить Романа за круг или два, как это удалось Феттелю, но это заняло больше времени.
В итоге
Подводя итог прошедшей гонки, можно сказать, что кроме задержки Уэббера позади Грожана, она прошла точно по сценарию Red Bull Racing, который команда предсказала на 20-25 круге, решив разделить стратегию пилотов.
Да, это было непростое решение в отношении Уэббера, который опережал Феттеля в квалификации и на первом отрезке. Да, это противоречило внутрикомандной договорённости о том, что гонщик, находящийся впереди на трассе, имеет преимущество при выборе стратегии. Они игнорировали это соглашение, поскольку нашли вариант, позволяющий добиться максимального результата для команды.
С этой особенностью Формулы 1 порой сложно смириться болельщикам отдельных пилотов, но в контрактах гонщиков записано, что все решения принимаются в интересах команды. Если бы в Red Bull Racing не разделили стратегию пилотов, любой другой сценарий не гарантировал дубля. Они сделали это, чтобы добиться максимального результата.
Формула 1 – это спорт, в котором команды стремятся к максимальному результату для двух гонщиков, а не для одного, даже если зрителям кажется, что в данном случае была сделана ставка на фаворита, который в начале гонки оказался позади. Таков прагматизм Формулы 1.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com