В воскресенье телеканал BBC посвятил новый выпуск передачи «Панорама» Берни Экклстоуну и сложной ситуации, в которой он оказался на закате своей исключительно успешной предпринимательской карьеры. На протяжении почти 40 лет он фактически единолично управлял Формулой 1 и контролировал её экономику, что позволило ему заработать миллиарды.
Журналистов BBC, прежде всего, интересовали обстоятельства, из-за которых Экклстоун сейчас подвергается судебному преследованию, и каким образом ему удалось создать столь хитрую сеть оффшорных холдингов и фондов, что он смог вывести из-под налогообложения более чем впечатляющие доходы.
Разумеется, вопросов в передаче было больше, чем ответов. Возможно, в том числе и потому, что ни сам Берни, ни команды Формулы 1 не согласились общаться с создателями передачи. Более того, её автор, журналист Дарраг Макинтайр, подчеркнул, что компания Экклстоуна, владеющая авторскими правами на все записи Гран При, наотрез отказалась предоставить BBC хотя бы какой-то видеоматериал, поэтому зрители не увидели ни одного кадра, снятого во время гонок.
Единственным, кто согласился дать интервью, оказался Эдди Ирвайн, бывший пилот Формулы 1, а ныне успешный торговец недвижимостью, один из самых богатых людей Северной Ирландии. Чтобы пообщаться с ним, съёмочной группе пришлось отправиться на Багамские острова, один из которых принадлежит Ирвайну.
«В каком-то смысле можно сказать, что и я разбогател благодаря Берни, – признал Ирвайн. – В свое время Формуле 1 нужен был кто-то, кто смог бы всё собрать воедино – ей действительно был необходим некий распорядитель, если хотите, хозяин. Берни почувствовал такую возможность и воспользовался ею. В каком-то смысле, он присвоил себе этот спорт… На самом деле в 1995 году команды Формулы 1 проспали момент, когда Берни полностью завладел всеми телевизионными правами на трансляции гонок…»
Как утверждается в передаче, после того, как Экклстоун забрал у команд право зарабатывать на телетрансляциях, он передал их своей тогдашней супруге Славике через оффшорную компанию Petara, а та в свою очередь передала их семейному фонду Bambino Holding, зарегистрированному в Лихтенштейне, известной налоговой гавани. Поскольку основные доходы от Формулы 1 проходили через оффшорные счета, к которым Экклстоун формально не имел отношения, это позволило ему вывести из-под налогообложения огромные суммы, – такую позицию занимает Макинтайр и приводит в фильме мнения различных европейских экспертов и юристов, которые считают, что эти финансовые схемы необходимо расследовать.
Фактически именно этим сейчас занимается мюнхенский суд, ведь в центре дела о взятке, в которой обвиняется Экклстоун, находится упомянутый фонд Bambino. Но если будет доказано, что глава менеджмента Формулы 1 виновен в даче взятки Герхарду Грибковски, бывшему высокопоставленному сотруднику банка BayernLB, ему может грозить длительный тюремный срок, хотя сам Экклстоун, разумеется, отрицает все обвинения.
Когда Эдди Ирвайна спросили, испытывает ли он какое-то сочувствие к Экклстоуну, ирландец ответил: «Вообще-то нет. Берни знает, что делает».
Ряд экспертов, принимавших участие в передаче «Панорама», действительно считают, что Экклстоун в очередной раз окажется победителем, как уже не раз бывало в прошлом.
«Буду удивлён, если ему не удастся найти выход из этого положения, – сказал один из них. – Он не только не окажется в тюрьме, но и, вероятно, сохранит свой контроль над Формулой 1».