Гран При Монако: Стратегический обзор

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Монако...

Одним из самых обсуждаемых моментов в Монако стал спорный инцидент в квалификации, когда ошибка Нико Росберга не позволила Льюису Хэмилтону завершить быстрый круг. В итоге, уступив Нико на старте, Льюис мог отыграться только на пит-стопе, но выезд автомобиля безопасности лишил его и этой возможности – оба гонщика сменили резину на одном круге. Мы попробуем понять, мог ли Хэмилтон выиграть гонку, если бы всё сложилось иначе.

Ожидания перед стартом

Как часто бывает, в Монако у команд было меньше информации для подготовки к Гран При, чем им бы хотелось. Из-за дождя перед началом второй тренировки им не удалось оценить поведение машины и износ шин на длинных сериях кругов.

Составы в этом году стали более жесткими, стратегия одного пит-стопа была очевидной, вопрос был в том, на каком круге заезжать в боксы, и как учесть возможный выезд автомобиля безопасности.

В итоге мы увидели и автомобиль безопасности, и напряженную гонку с множеством сходов. В тот день важно было избежать неприятностей, и Жюлю Бьянки, заработавшему первые очки в истории команды Marussia, это удалось.

Мог ли Хэмилтон опередить Росберга на пит-стопе?

Льюис Хэмилтон не выглядел счастливым перед гонкой и был ещё более недоволен, когда его позвали в боксы на том же круге, что и Росберга, лишив возможности отыграться за счёт пит-стопа.

Мы слышали, как он подверг сомнению решение команды, заявив, что в McLaren поступали иначе, когда Адриан Сутил разбил машину на 24-м круге.

Первым, кто свернул в боксы после этой аварии, был Дженсон Баттон. В McLaren всегда информируют гонщиков о начале возможного периода выезда автомобиля безопасности, когда они могут провести пит-стоп по своему усмотрению, если увидят аварию или табличку SC до того, как их увидела команда, если находятся на последнем секторе. Другие команды скопировали этот подход, но не Mercedes – поэтому Хэмилтон и упомянул McLaren.

В Mercedes используют другой принцип – «первый на трассе, первый в боксах», что помогло Хэмилтону в четырёх прошлых Гран При, которые он выиграл. В Монако гонщики команды ехали первым и вторым, имея преимущество в 12 секунд над Кими Райкконеном, когда Сутил попал в аварию. При этом не было гарантии, что выйдет автомобиль безопасности, как этого не произошло после аварии Гутьерреса. Это вопрос оценки рисков – при 90% вероятности выезда автомобиля безопасности риск потерять позиции не был нулевым.

Если бы Хэмилтон сразу свернул в боксы, а автомобиль безопасности не появился, он выехал бы позади Ferrari и был уязвим для итальянской команды, если бы там решили сдержать соперника одной машиной, пока их другой гонщик уходит в отрыв. Учитывая, что «сдерживающим» был Фернандо Алонсо, вероятность такого развития событий невелика, но кто знает.

Баттон не отыграл позиций, первым свернув в боксы, поскольку было объявлено о выезде машины безопасности и пелотон снизил скорость. Этот подход может сработать, если происходит что-то неожиданное, например, в Мельбурне Дженсон отыграл две позиции за счёт более раннего пит-стопа, поскольку Алонсо отправился в боксы на следующем круге. В Монако такого не произошло, но Хэмилтон помнил, как в прошлом году он уступил в этом же Гран При Феттелю и Уэбберу за автомобилем безопасности, и считал, что стоит рискнуть.

С точки зрения Mercedes, очевидной выгоды для немедленного пит-стопа Хэмилтона после аварии Сутила не было, а небольшой риск существовал. Вопросами стратегии в команде руководит один специалист, цель которого – обеспечить команде победный дубль, а гонщикам – равные шансы. И именно в этом причина недовольства Льюиса, когда ему захотелось изменить план.

Росберг лидировал, у него был приоритет выбора времени для пит-стопа, так что единственным вариантом, доступным для Хэмилтона, было ожидание пит-стопа напарника, потом он должен был атаковать как сумасшедший на SuperSoft, пока Нико прогревает более жесткие шины – прогреть новый, более жесткий Soft, очень непросто. Тогда у него был шанс после своего пит-стопа выехать впереди Нико.

Чтобы реализовать этот план, ему нужно было на изношенном комплекте SuperSoft проезжать круги на шесть десятых быстрее, чем проезжал Нико на свежих Soft. Но выезд автомобиля безопасности не дал ему шанса попробовать этот сценарий. В итоге он был очень расстроен, Льюис чувствовал, что Росберг не вполне честно получил преимущество в квалификации, что привело к весьма резким высказываниям по радио и после гонки.

«Зеркальная» стратегия помогает Хюлкенбергу и Бьянки

Два отличных выступления в Монако – Нико Хюлкенберга (5-й после старта 11-м) и Жюля Бьянки (9-й после старта 21-м), стали следствием использования «зеркального» варианта стратегии по сравнению с соперниками. Они стартовали на Soft и за автомобилем безопасности перешли на SuperSoft. При этом им пришлось проехать на одном комплекте самых мягких шин 50 кругов, хотя в командах считали, что максимальная дистанция для них – 45 кругов.

В случае Хюлкенберга это был гениальный ход – на свежих SuperSoft после рестарта он смог опередить Магнуссена, который изо всех сил пытался прогреть более жесткие шины. На последних кругах шины у Нико потеряли эффективность, в отличие от Бьянки, по-прежнему ехавшего в хорошем темпе, но он смог удержать Баттона позади.

Скорость Бьянки удивила многих – это действительно заслуженный результат. Жаль, что его оштрафовали второй раз за то, что первый штраф он отбыл в момент нахождения на трассе автомобиля безопасности – после финиша ему прибавили пять секунд и в протоколе он пропустил Грожана, которого уверенно сдерживал на трассе, проезжая круги в одном темпе с командами средней группы.

Другим гонщиком, решившим попробовать иной подход, был Фелипе Масса. Он не сменил резину, когда выехал автомобиль безопасности, занимая в тот момент 11-е место – необычное и весьма рискованное решение. Возможно, он надеялся на ещё одну приостановку гонки. На втором отрезке гонки он ехал пятым, когда на 45-м круге свернул в боксы и вернулся на трассу вновь 11-м, но в итоге всё же закончил гонку седьмым.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.