Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты австрийского этапа чемпионата…
Сравнение результатов квалификации на Red Bull Ring и итогов Гран При Австрии подсказывает, что в гонке команда Williams была не в состоянии повторить впечатляющий темп, который продемонстрировала в субботу. Однако это упрощённый взгляд на ситуацию.
На самом деле, Фелипе Масса и Валттери Боттас были весьма конкурентоспособны в день гонки, и хотя в Шпильберге Williams выступила успешнее всех остальных, за исключением Mercedes, добиться можно было большего, если бы команда применила несколько более смелую тактику. Попробуем это доказать.
Также примеры правильного стратегического мышления продемонстрировали Force India и Ferrari, что позволило Серхио Пересу и Фернандо Алонсо показать неплохие результаты.
Mercedes борется с Williams за победу
Первый стартовый ряд в воскресенье заняли машины Williams, что, с одной стороны, объяснялось отличной скоростью Массы и Боттаса, с другой – ошибками Mercedes. Льюис Хэмилтон в отчаянном стремлении прервать серию успешных выступлений своего напарника перестарался в финале квалификации, тогда как Нико Росберг был излишне осторожен в своей первой попытке, а его вторая попытка была испорчена из-за разворота машины Хэмилтона. Так что в субботу только команда Williams смогла в полной мере использовать потенциал шин SuperSoft.
Гонщики Williams также показали лучшую скорость на прямых, превышавшую 320 км/ч, и опередить их на трассе было непросто. Это означало, что путь к победе Mercedes могли открыть удачный старт в сочетании с правильной тактикой. Впрочем, с ней всё было понятно: два пит-стопа, первый отрезок дистанции на SuperSoft, а два следующих – на более жёсткой резине. Ключевым фактором был точный выбор моментов для проведения пит-стопов.
И тот факт, что подняться на подиум и получить победный кубок в Mercedes поручили Джеймсу Ваулсу, своему главному стратегу, говорит о том, что это была за гонка.
Mercedes пришлось действовать агрессивно: первые пит-стопы были проведены довольно рано, поскольку надо было избавиться от шин SuperSoft. В команде знали, что в пятницу у Массы и Боттаса были проблемы с деградацией резины на длинных сериях кругов, и предвидели, что в Williams будут сомневаться в своей способности держать хороший темп, если два заключительных отрезка дистанции будут слишком длинными.
В Williams знали, как поступят соперники, но решили не реагировать, когда Росберг и Хэмилтон рано поехали в боксы. Поэтому случилось неизбежное: после старта Масса и Боттас ехали на 1-й и 2-й позициях, но после первых пит-стопов оказались на 2-й и 4-й.
В каком-то смысле, это вполне объяснимо: судя по той информации, которой располагали в Williams, слишком ранний пит-стоп был чреват потерей темпа на последующих стадиях гонки. Кроме того, реальной информации о скорости Mercedes не было, поскольку серебристые машины пока ехали позади белых.
Но во время второй волны пит-стопов в случае с Боттасом эта история повторилась, хотя к тому моменту уже было очевидно, что Mercedes не на много быстрее, и появились аргументы в пользу более смелой тактики. Пожалуй, очередной пит-стоп стоило провести примерно на 39-м круге, ещё до того, как за вторым комплектом Soft отправится Хэмилтон.
В Mercedes чётко переиграли Williams на первом пит-стопе, когда Росберг побывал в боксах на 11-м круге, а Хэмилтон – на 13-м. В команде из Гроува не торопились на это реагировать: Масса свернул на пит-лейн на 14-м круге, а Боттас – на 15-м. К тому же, Фелипе потерял три позиции из-за того, что его скорость на круге выезда из боксов была не слишком высокой, поскольку ему не сразу удалось прогреть шины Soft.
Росберг на круге, предшествовавшем пит-стопу, и круге выезда был лишь немного быстрее, но этого оказалось достаточно. В Williams провели самый быстрый пит-стоп гонки, обслужив машину Боттаса, но финну также помогло то обстоятельство, что Серхио Перес временно вышел в лидеры, долго оставаясь на трассе на своём первом комплекте Soft, и поэтому на протяжении 10 кругов сдерживал Росберга. Не будь этого, потери Валттери были намного более серьёзными.
В средней фазе гонки, после пит-стопа Переса, Росберг тоже потерял какое-то время, вылетев с трассы как раз в тот момент, когда гонка должна была преодолеть свой экватор. Поэтому перед своей второй остановкой в боксах Боттас ехал лишь в двух секундах позади Росберга, и это весьма примечательный факт, если вспомнить, сколь велико было преимущество Mercedes в первых гонках сезона.
На 39-м круге Хэмилтон предпринял попытку опередить Боттаса за счёт более раннего пит-стопа. К этому моменту комплект Soft на Williams финна уже отработал 24 круга, а до финиша оставалось ещё 32. И вновь в Williams не стали предпринимать ответных действий, поскольку не были уверены, что новый комплект шин, если его поставить сейчас, выдержит до конца дистанции. В этой ситуации Боттас потерял позицию по отношению к Хэмилтону.
Но могли ли в Williams действовать смелее и провести пит-стоп Боттаса в превентивном ключе, предвидя действия Хэмилтона, чтобы сохранить вторую позицию? Думается, что могли.
В пользу этой версии говорит то, в каком состоянии была резина на Williams Валттери на последних кругах гонки: финн ехал быстро, и признаков падения темпа не наблюдалось. Начиная с 48-го круга и до самого финиша, отрыв Росберга от Боттаса не менялся, так что шины вполне выдержали.
Последний круг, который уже был 30-м на втором комплекте Soft, финн проехал за 1 мин. 12,800 секунды, как и предыдущие круги. Так что, вполне можно было попытать счастья и поменять резину на пару кругов раньше в надежде сохранить вторую позицию.
В конце концов, чем он рисковал? В любом случае, третье место ему было гарантировано, ведь Алонсо был в 12-ти секундах позади, причём, Боттаса к тому же прикрывал напарник, ехавший четвёртым. Так что в худшем случае Льюис, вероятно, мог бы опередить Валттери на заключительных кругах, но финн бы всё равно финишировал третьим.
Кроме того, насколько можно судить по радиообмену, после некоторого падения темпа Mercedes в районе 32-го круга, Росбергу и Хэмилтону пришлось бороться с перегревом тормозов. Возможно, оставаться впереди Льюиса было не так уж сложно, ведь если бы он ехал позади машины Боттаса, тормоза на его Mercedes работали бы на пределе, что могло усугубить проблему и снизить риск атаки.
В Williams проделали отличную работу, преодолев затяжной спад и добившись удивительного прогресса по сравнению с предыдущим сезоном, что и продемонстрировала гонка в Австрии. Но теперь, когда команда сражается в группе лидеров, надо бы применять более смелую тактику, учиться предвидеть события, а не реагировать на действия соперников. Если она начнёт работать в таком ключе, вполне возможно, что победы последуют уже скоро.
Перес вновь применяет оригинальную тактику
Стратеги Force India уже привыкли мыслить нешаблонно, что помогает команде неплохо выступать. Машина VJM07 – средняя по скорости и не позволяет показывать высокие результаты в квалификации, но команда часто применяет оригинальную тактику, и за счёт этого либо Нико Хюлкенберг, либо Серхио Перес пробиваются в первую шестёрку.
В Австрии команде это удалось вновь: Перес стартовал 15-м после не слишком удачной квалификации и штрафа в виде потери пяти позиций, а финишировал шестым.
Мексиканец отлично провёл старт, отыграл четыре позиции, оказавшись впереди Баттона, избравшего такую же тактику, т.е. тоже стартовавшего на шинах Soft. Это было очень важно, как и то, что в более поздней фазе гонки Пересу помог Хюлкенберг, пропустив напарника вперёд, поскольку тот ехал на более свежих шинах, а Нико только собирался посетить боксы.
Расчёты показывали, что при такой тактике, которую избрал Перес, правильнее всего было провести второй пит-стоп и перейти на резину SuperSoft на 59-м круге, но он побывал в боксах раньше, на 55-м круге. Из-за этого под конец дистанции у него было не так уж много возможностей для атаки. Магнуссена он опередил, но в Ferrari разгадали тактику Серхио, и Алонсо проехал более длинный средний отрезок, чтобы не рисковать под конец гонки. Так что на финише Фернандо уверенно опережал мексиканца.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com