Британский журналист Джо Савар не верит в перспективы гонки Формулы 1 по центральным улицам Лас-Вегаса. Он считает, что когда Берни Экклстоун заводит разговор о планах проведения какого-то нового этапа чемпионата, чаще всего это что-то вроде отвлекающего манёвра…
Джо Савар: «Объясню, почему я не верю ни единому слову о гонке в Лас-Вегасе, городе грехов. Когда я впервые посетил его в начале 80-х, это был город с населением меньше 500 тысяч. С тех пор оно увеличилось в четыре раза, но перестало расти в 2007-м. Индустрия азартных игр пребывает в стагнации – из-за взлёта интереса к онлайн-играм, послабления законодательства в других штатах, а также экспансии иностранных компаний, прежде всего, азиатских, инвестирующих в игорный бизнес.
Сегодня всё больше туристов едет в Лас-Вегас просто смотреть достопримечательности, а не для того, чтобы ходить в казино. Земля в центральном районе Стрип, которая использовалась для парковок, застроена огромными гостиничными комплексами. В отелях города 150 тысяч номеров, которые неплохо заполняются, но цены там довольно низкие. Городские власти, признавая, что гости из-за рубежа тратят больше денег, поставили перед собой цель к 2020-му увеличить число иностранных туристов на 30% до 12 млн. в год.
В этом можно увидеть аргумент в пользу того, что Лас-Вегас только выиграет от проведения Гран При, и я уверен, что местные предприниматели могут захотеть инвестировать в этот проект. Но действительно ли они готовы вложить достаточно много денег, чтобы гонка стала реальностью? И смогут ли они добиться разрешения перекрыть центр города?
Cirque du Soleil и еще несколько других организаций не станут платить по $50 млн. в год за право проведения гонки, плюс инвестировать в сооружение трассы, и город не станет мириться с тем, что Стрип будет перекрыт неделями. Если Берни Экклстоун не захотел идти на компромисс, когда началась подготовка к гонке в Нью-Джерси, хотя это был великолепный план, то почему он пойдёт навстречу Лас-Вегасу? Кстати, по объёму рынка город составляет примерно 10% от Нью-Йорка.
Как доказывает пример Сингапура, гонки Формулы 1 в наши дни должны получать правительственную поддержку. Миллиардеры предпочитают более разумно распоряжаться своими деньгами и хотят получить гарантии будущих прибылей, прежде чем решатся на серьёзные инвестиции.
Партнерство муниципальных структур и частного бизнеса – это хорошо, но при условии, если город в состоянии платить… Но станет ли город платить и выдавать все необходимые разрешения? Есть сомнения, если вспомнить недавние попытки построить в Лас-Вегасе футбольный стадион. Как совершенно логично полагают промоутеры проекта, город должен взять на себя часть расходов. Суммы, о которых идёт речь, ничтожны по сравнению с затратами на гонку Формулы 1, но волокита на уровне муниципальных властей тянется уже не один месяц…
Вряд ли у такого новшества, как проведение ночных гонок, есть перспективы в Лас-Вегасе, ведь если старт гонки назначить на 8 вечера, то в Европе это будет 5 утра, что бессмысленно с точки зрения телевизионных рейтингов. Единственный вариант, который мог бы сработать – гонка, стартующая рано утром по местному времени, но в Лас-Вегасе на это не пойдут. В общем, всё, вместе взятое, говорит о том, что Гран При в Неваде, если вдуматься, не имеет смысла.
В прошлом в Лас-Вегасе был опыт проведения автоспортивных соревнований, но неудачный. В 1990-м году промоутер, которого звали Томми Бейкер, пытался продать городу проект гонки с бесплатным доступом – не получилось. Позже организаторы серии Champ Car провели гонку где-то на задворках, но она не пользовалась успехом.
Обратите внимание, история о будущем Гран При в Лас-Вегасе со ссылкой на Берни Экклстоуна появилась в тех изданиях, которые публикуют всё, что он захочет, поскольку опасаются потерять его расположение. Он всегда умел манипулировать такими СМИ. И, конечно, совершенно не в его характере сообщать какие-то детали, касающиеся переговоров о будущих контрактах – за исключением случаев, когда он сознательно стремится предать их гласности. Так почему в печати появилась эта история?
Единственное разумное объяснение сводится к тому, что это либо попытка привлечь внимание американской публики к Формуле 1 накануне гонки в Остине – это старый трюк Экклстоуна, либо он хочет оказать давление на каких-то других партнёров, чтобы сделать их сговорчивее.
Проекты гонок в Лонг-Бич и Нью-Джерси ничем не увенчались (хотя оба можно было довести до конца, если бы Экклстоун пожелал в них инвестировать), но шансы на успех на американском рынке явно преувеличены. С этапом в Остине всё в порядке, но вообще-то это небольшой город в штате Техас. Рыночные возможности Лас-Вегаса тоже явно уступают Нью-Йорку и Лос-Анджелесу. И учитывая более выгодное расположение последнего, я считаю, что гонка в Калифорнии может стать более привлекательным проектом».