Эдриан Ньюи давно намекал, что автогонки его несколько утомили, и он готов переключиться на конструирование океанских гоночных яхт. Возможно, поэтому на прошлогодних машинах Red Bull появился элемент, чем-то напоминающий парус, который тут же скопировали соперники.
К счастью, Ньюи пока не торопится отправиться в плавание и верен своей главной профессии: сегодня его считают одним из лучших (если не лучшим) конструкторов Формулы 1. Неудивительно, что RB5, разработанная Red Bull Technology, привлекла всеобщее внимание...
Даже беглого взгляда на RB5 достаточно, чтобы понять: Ньюи, как уже не раз бывало в его карьере, вновь применил творческий подход, создав по-настоящему красивую машину, максимально используя ту свободу маневра, которую дает новый регламент.
Действительно, одна из поговорок, бытующих в Формуле 1, гласит, что гонки выигрывают только красивые машины. Эстетически RB5 хороша, спору нет, но вряд ли хозяин Red Bull Дитрих Матешиц готов инвестировать миллионы исключительно в дизайн: разумеется, его, прежде всего, интересуют результаты. Прошлый сезон его «старшая» команда начала достаточно уверенно (заработав 24 очка в первых 8-ми гонках), но во второй половине года разочаровала (только 5 очков), пропустив вперед даже «младшую» Toro Rosso. Возможно, все ресурсы уже были брошены на разработку RB5?
Разумеется, на пятый год существования команды, в которую вложены колоссальные средства, Матешиц вправе требовать адекватной отдачи. И тот снаряд, что получили в свое распоряжение опытный Марк Уэббер и «вундеркинд» Себастьян Феттель, очевидно, призван вывести Red Bull из середняков в топ-команды. Результаты первых тестов нельзя считать в полной мере показательными, но, похоже, RB5 достаточно быстра. Позволит ли она гонщикам Red Bull на равных конкурировать с McLaren, Ferrari и BMW?
Пожалуй, девиз команды в этом году должен быть такой: «Сейчас, или никогда». Новые правила в значительной мере уравнивают шансы команд, еще недавно входивших в разные «лиги» Формулы 1, поэтому именно сейчас конструкторский гений Эдриана Ньюи может оказаться главным козырем, который есть в колоде Red Bull, и которого все последние годы не хватало той же Honda.
По признанию самого Ньюи, разработка RB5 потребовала не меньшего напряжения сил, чем создание чемпионского McLaren MP4-13: «Мы применили очень агрессивный подход. Взялись за дело еще в апреле, ведь правила изменились очень сильно, и нужно было время, чтобы продумать конструкцию машины максимально тщательно. Это был крайне напряженный период – возможно, так интенсивно я работал только в первый год в McLaren…»
Напомним, машины, созданные Ньюи в разное время для разных команд, выиграли больше 100 Гран При. Пополнит ли RB5 эту славную когорту? Это мы узнаем только по ходу сезона…
Эксперт по техническим вопросам Формулы 1 Гэри Андерсон, сам в прошлом конструировавший гоночные машины, проанализировал наиболее характерные особенности нового творения Эдриана Ньюи.
Гэри Андерсон: «В Red Bull, разрабатывая RB5, избрали более радикальный путь, чем другие команды. Однако слабым местом этих машин всегда была надежность, поскольку Red Bull не вполне готова строить столь сложные шасси, создаваемые Эдрианом Ньюи. Если же проблему удалось решить, то от RB5 можно ожидать высоких результатов.
Переднее крыло: третий элемент
Третий (верхний) элемент переднего крыла – это та самая плоскость, угол атаки которой меняет гонщик. Она расположена перед передним колесом и у нее весьма агрессивный профиль; таким образом, Ньюи пытается направить воздушный поток поверх передней шины – подобного эффекта пытается достичь и Renault, но за счет своеобразной конструкции передних торцевых пластин.
Нос в стиле Ньюи
Нос отличается малым поперечным сечением даже в том месте, где он стыкуется с шасси, параметры которого жестко оговаривает регламент. В нижней части носовой обтекатель закруглен, благодаря чему воздушный поток позади переднего крыла не встречает на своем пути никаких препятствий.
Но характерный излом в верхней части носа выглядит несколько неожиданно, поскольку он, такое впечатление, не вполне соответствует требованиям FIA. Очевидно он служит для предотвращения «стекания» воздуха с верхней части шасси, тем самым облегчая работу дефлекторам по «сглаживанию» потока под днищем машины».
Внимание к деталям
Конструкция боковых понтонов проработана очень тщательно: обращает на себя внимание «подрубленный» внешний угол, позволяющий установить дефлектор в районе нижней части понтона. Этот элемент способствует сглаживанию воздушного потока, проходящего к боковым понтонам под передней частью шасси между передними колесами.
Вертикальный открылок на внешнем углу понтона крепится на горизонтальном рассекателе, позволяя «успокаивать» возмущения воздушного потока, образующиеся позади передних колес и обеспечивая более эффективную работу бокового понтона.
Комбинация этих компонентов способствует увеличению общей прижимной силы, которую генерирует аэродинамическая оснастка машины.
Ниспадающий профиль понтона
Задний край бокового понтона расположен очень низко, благодаря чему к диффузору, к нижней поперечине и заднему крылу поступает более «качественный» воздушный поток.
Выводы выхлопных труб тоже расположены очень низко, и это означает, что конструкция системы выпуска достаточно сложна, поскольку ее пришлось «вписывать» в весьма ограниченное пространство.
Задняя подвеска
Смещение диффузора назад позволило применить забытое решение: одним из основных элементов задней подвески является тяга, а не толкатель. Последний раз я видел подобную конструкцию еще мальчишкой, лет 20 назад!
Она позволила понизить центр тяжести всего узла подвески, что можно считать дополнительным достоинством. Конструкция абсолютно нетрадиционная, и если она окажется эффективной, то скопировать ее по ходу сезона практически невозможно, поскольку она требует принципиально иной компоновки коробки передач. Возможно, это одно из самых удачных решений, примененных в RB5.
Торцевые пластины заднего крыла
На машинах большинства команд заднее крыло крепится на одном центральном пилоне, но на RB5 оно держится непосредственно на огромных торцевых пластинах. Нижняя поперечина является структурным элементом, следовательно, на ее разработку наверняка ушло немало времени.
На торцевых пластинах мы видим традиционные пазы, которые повышают эффективность всей конструкции, выравнивая перепад давления с внутренней и внешней стороны пластины».
Разумеется, Эдриан Ньюи, создатель RB5, надеется, что эта красивая машина принесет успех команде, с которой он связан последние пять лет. Оправдаются ли его надежды, или нет, пока неизвестно, однако главный конструктор Red Bull уже твердо решил, что в ближайшие годы расстанется с Формулой 1.
«Я подумываю отойти от дел, и это должно случиться в не самом отдаленном будущем» – сказал Ньюи на презентации новой машины. Возможно, RB5 - это его «лебединая песня», а ведь часто гении, создавая свои последние творения, выкладываются по максимуму и порой даже превосходят самих себя. Впрочем, это характерно, скорее, для сферы искусства. Посмотрим, распространяется ли правило на Формулу 1…