FIA продолжает серию публикаций в журнале AUTO, посвященных безопасности в Формуле 1. На этот раз статья рассказывает о том, как в феврале 2013 года команда Williams проходила один из обязательных краш-тестов.
Перед началом сезона, в первые дни февраля, команды проводят презентации новых машин. Они с оптимизмом говорят о своих надеждах и планах, подводя итоги большой подготовительной работы, один из этапов которой – обязательные краш-тесты FIA.
Холодным февральским утром несколько сотрудников команды Williams приехали в Университет Крэнфилда для проведения двух из восемнадцати обязательных краш-тестов, без прохождения которых ни одна машина Формулы 1 не может выехать на трассу.
Impact Centre в Университете Крэнфилда – одна из трех аккредитованных FIA лабораторий (две другие – Transport Research Laboratory в Великобритании и CSI laboratory в Милане). Здесь Williams предстоит провести испытание передней части шасси и носового обтекателя FW35. В начале февраля в Impact Centre постоянно бывают команды Формулы 1. За неделю до Williams в этой лаборатории прошли краш-тесты Red Bull Racing, а после Williams приедет Marussia.
Перед началом испытаний передняя часть шасси с носовым обтекателем устанавливается на специальную тележку, а внутрь кокпита усаживается манекен, который пристегивают с помощью таких же ремней, как и у пилота Формулы 1. Когда все приготовления завершены, тележку разгоняют до скорости 15 м/c и ударяют в стену в конце импровизированной трассы. Удар происходит на скорости 54 км/ч – кажется, это не так много, ведь в гонках аварии происходят на гораздо более высоких скоростях, но все равно видно, насколько большое количество энергии выделяется в момент удара.
Результаты впечатляют. После удара носовой обтекатель превращается в карбоновую пыль, которая усеивает осколками пол исследовательской лаборатории. Однако, его задняя секция сохранила целостность - всю энергию удара поглотил носовой обтекатель.
Чтобы успешно пройти краш-тест, FW35 должна соответствовать множеству критериев: замедление движения тележки не должно превышать 40g, нагрузка, действующая на грудь манекена в момент удара не должна превышать 60g на протяжении 3 миллисекунд. Это жесткие нормы, но они позволяют избежать серьезных травм. Измерения сотрудников лаборатории зафиксированы наблюдателем FIA Гордоном Форбсом и говорят о том, что FW35 с запасом прошла испытания.
Работа Williams на этом завершена, сотрудники команды могут вернуться на базу. День прошел продуктивно, и через неделю Пастор Мальдонадо и Валттери Боттас впервые выведут на трассу FW35 на тестах в Барселоне.