В начале 2000-х процедура старта контролировалась электроникой, а сейчас всё во многом зависит от гонщика и его работы со сцеплением. Об особенностях стартовой процедуры в очередном номере британского F1 Racing рассказал глава технического департамента Williams Пэт Симондс...
Технология контроля старта (Launch Control) больше не используется в Формуле 1, по действующим правилам процедура должна целиком контролироваться гонщиком, но это не значит, что инженеры не могут помочь. Опыт, полученный в работе с Launch Control, определяет современный подход к процедуре старта.
Процесс подготовки к старту, как и все в Формуле 1, состоит из ряда последовательных процедур. При подготовке машины по ходу уик-энда определяется момент сброса сцепления, инженеры проводят серию проверок, так что к моменту старта – не важно, идет ли речь о тренировке старта или о начале гонки – команда точно знает, в какой момент происходит сброс сцепления.
Рабочая температура сцепления – около 200 градусов, но точное значение зависит от используемых материалов, от структуры карбонового волокна. Если сцепление проскальзывает, то, как в случае с дорожной машиной, оно может перегреться и потерять эффективность, что в крайних случаях может привести к повреждению диафрагменной нажимной пружины или даже привода коробки передач.
Конструкция сцепления в Формуле 1 сильно отличается от сцепления, используемого в дорожных машинах. В Формуле 1 оно должно выдерживать высокий крутящий момент при старте и еще большие нагрузки, возникающие при вибрации вращающихся деталей, хотя в целом требуемые показатели здесь не намного выше тех, что предъявляются к дорожным суперкарам. Вместе с тем в Формуле 1 важно добиться минимальных значений массы и инерции при относительно небольшом диаметре диска сцепления, чтобы вся силовая установка была размещена в шасси максимально низко.
Исходя из этого, диаметр сцепления, состоящего из нескольких дисков толщиной 4 мм, не превышает 100 мм. Корпус сцепления выполнен из титана, а диафрагменная пружина – из стали. Привод сцепления осуществляется через рабочий цилиндр и выжимной подшипник – как на дорожной машине, но в Формуле 1 используется сложная гидравлическая система высокого давления, управляемая блоком контроля двигателя ECU. Гонщик управляет сцеплением посредством двух рычагов, расположенных за рулевым колесом.
Помимо массы сцепления, не меньшее значение имеет его инерция или, иными словами, то, насколько сцепление «сопротивляется» изменению скорости вращения, а поскольку в двигателе Формулы 1 обороты меняются каждую секунду, этот показатель требует особого внимания. Масса сцепления на машине Формулы 1 не превышает 30% массы дорожного аналога, а показатель инерции составляет всего 10% от того, что можно наблюдать у обычной машины. В Формуле 1 все стоит дорого, а в данном случае – 6000 фунтов за компоненты сцепления и еще 4000 фунтов за титановый корпус.
Для идеального старта важны сразу несколько факторов. Шины и сцепление должны быть прогреты до требуемой температуры. Обороты двигателя следует выбрать такие, чтобы инерция вращения смогла провернуть задние колеса без срыва их в пробуксовку.
Часто спрашивают, почему в Формуле 1 нет педали сцепления, а контроль осуществляется за счет пары рычажков, и как в таком случае гонщик определяет момент сброса сцепления. Во-первых, в кокпите гораздо эффективнее иметь всего две педали, тем самым избавляя себя от потери времени на перестановку ноги. Во-вторых, рычажки позволяют работать со сцеплением так, как это в принципе невозможно при использовании педали. В момент старта гонщик отводит первый из рычажков в крайнее положение, а второй подводит к заранее выставленной точке сброса сцепления, руководствуясь световыми сигналами на руле. Первый рычажок в данном случае имеет преимущество, и сцепление остается неактивным. Как только гаснут стартовые огни, гонщик мгновенно отпускает первый рычажок, и сцепление схватывается в точке, определенной положением второго рычажка. По мере возрастания скорости гонщик постепенно отпускает второй рычажок, пока сцепление не выйдет на максимальную эффективность.
FIA тщательно контролирует возможный фальстарт. Под каждой стартовой позицией в асфальте находится специальный приёмник, считывающий информацию с передатчика, установленного на машине. Если датчик фиксирует, что машина сдвинулась с места до того, как погасли стартовые огни, дирекция гонки автоматически получает уведомление - обмануть систему невозможно.