Когда кто-то из очень древних греков (кажется, Гераклит) изрёк «Дважды тебе не войти в одну и ту же реку», он наверняка имел в виду что-то своё и вполне конкретное, но, будучи философом, распространил это на всё сущее. А потомки и рады повторять.
Впрочем, мысль действительно мудрая, ведь, если вдуматься, в каждый момент времени мы разные, а про реку и говорить не приходится. В общем, и она, и всё остальное течёт-меняется, так было и так будет.
Гераклит (если это был он) понятия не имел о Формуле 1, однако его тезис о реке в полной мере относится и к тому, что происходит в нашем любимом чемпионате. Общее правило состоит в том, что в него редко возвращаются. А если и возвращаются, то ничего особо хорошего из этого не выходит. Хотя, конечно, есть исключения – третий титул Ники Лауды в 1984-м, четвёртый титул Алена Проста в 1993-м или успехи Кими Райкконена за рулём Lotus в менее отдалённом прошлом. Были и другие примеры: вон, Хуан-Мануэль Фанхио тоже пропустил сезон 1952 года из-за травм, полученных в аварии в Монце, а потом выиграл четыре чемпионата подряд. Но то Фанхио.
У нас же случай совсем иной. Если точнее, случаев, достойных рассмотрения в этом контексте, в 2019 году будет два, и они очень разные.
Раз в русском языке есть слово «невозвращенец», значит, должно быть и слово «возвращенец». В новом сезоне у нас будут два героя, которых можно так назвать. Причём циники и пессимисты, с которыми нам, понятное дело, не по дороге, обоих отнесли бы к той категории, к которой подходит строчка из старой песни Земфиры: «Меньше всего нужны мне твои камбэки…»
Конечно, мы – другие, вполне себе искренние и доброжелательные, однако поразмыслить на эту тему всё-таки стоит. Начнём по старшинству и издалека.
2006 год. Тренировки в Барселоне перед Гран При Испании. Вот что один авторитетный эксперт писал тогда про одного гонщика, в то время ещё мало кому известного: «В 4-м и 9-м поворотах он смотрится просто великолепно. Он с изумительной лёгкостью заправляет машину в повороты, очень точно и аккуратно работает тормозами и рулём, что сразу вызывает воспоминания о стиле Мики Хаккинена или Штефана Белоффа… Как и Белофф, он по природе своей предпочитает либо нейтральную поворачивамость, либо слегка избыточную; в отличие, скажем, от Энтони Дэвидсона или Рубенса Баррикелло, в 9-й поворот он входит несколько раньше, с поразительной точностью располагая машину на трассе и никогда не делая лишних движений рулём. Сказка!»
Догадались, о ком речь? Не надо лезть в Google, я и так скажу, что все эти восторги были адресованы 21-летнему Роберту Кубице, который только начинал карьеру в Формуле 1, став тест-пилотом BMW Sauber.
Команду из Хинвила в 2005-м приобрёл баварский концерн, и тогда за неё выступали Ник Хайдфельд и Жак Вильнёв. Выступали так себе, и в апреле 2006-го в паддоке Имолы молодой польский журналист в некотором раздражении поделился со мной: «Чего они возятся с этим Вильнёвом? Его давно надо отправить на свалку истории, а за руль посадить нашего Кубицу. Он крутой. Уж я-то знаю, мы с ним вместе ещё в картинге гонялись».
Не ручаюсь за точность цитирования, ибо давно это было, но смысл высказывания именно такой. Этот парень словно в воду глядел: через три месяца чемпиона мира 1997 года заменили на Кубицу, а ещё через месяц он поднялся на подиум в Монце – это была только его третья гонка в Формуле 1. И о Роберте заговорили чуть ли не как о новом гении…
Как развивались дальнейшие события, знают все. Вот основные вехи: яркая авария в Монреале в 2007-м, победа там же, в Канаде, годом спустя, которая так и останется единственной в его карьере в Ф1, переход в Renault в 2010-м, где его напарником стал Виталий Петров (Кубица тогда по итогам сезона набрал в пять раз больше очков, чем российский дебютант чемпионата), дружба с Фернандо Алонсо, переговоры с Ferrari о контракте на 2012-й и увлечение ралли, которое помогало ему держаться в тонусе в межсезонье…
Именно на трассе ралли Ronde di Andorra произошла та нелепая авария, из-за которой траектория карьеры Роберта резко изменилась. В то, что он вернётся в гонки, тогда, наверное, верили только он сам и его ближайшие друзья. Тот же польский журналист весной 2011-го мне сказал: «Если кто-то и может вернуться за руль после таких травм, то это Роберт». Честно говоря, тогда я не был готов в это поверить. Время показало, что все сомневавшиеся, и я в том числе, оказались неправы.
В сентябре 2012-го Кубица впервые после травмы одержал победу за рулём раллийной машины, пусть это было соревнование далеко не самого высокого уровня. Но это была Победа, после чего журнал Top Gear назвал его «Человеком года».
Потом было ещё много гонок в совершенно разных категориях: Кубица выступал в ралли, причём на уровне чемпионата мира, в GT, тестировал машины LMP1, DTM, Формулы E, занимался на симуляторе Mercedes в Брэкли…
Кстати, в 2014-м он так рассказывал о том опыте: «В прошлом году я работал на симуляторе Mercedes, но из-за физических ограничений не смог бы пилотировать машину на таких трассах, как в Монако и Сингапуре, где много медленных поворотов – у меня ограничена подвижность запястья и предплечья. В туринге и ралли я могу это компенсировать, работая локтем, но кокпиты в Формуле 1 слишком узкие…»
Как мы знаем, пару лет назад в техническом регламенте чемпионата мира произошли кое-какие изменения, шире стали и шины, и машины. С одной стороны, вряд ли это сказалось на размерах кокпита, с другой, с лета 2017-го Кубица прекрасно там помещается и ни на что не жалуется. Не слышали мы жалоб и от его работодателей из Williams. Наоборот, как только стало понятно, что договориться с SMP Racing о продлении контракта Сергея Сироткина не удастся, освободившуюся вакансию тут же занял Роберт Кубица.
«Иногда они возвращаются…» Я не поклонник творчества Стивена Кинга, но как не вспомнить название его старого рассказа.
И вот тут начинают одолевать противоречивые чувства. С одной стороны, то, что удалось Роберту, вопреки всему вернувшемуся в Формулу 1 – однозначно подвиг. И за этого удивительного гонщика и фантастически волевого человека хочется радоваться. С другой, он занял место нашего Сироткина, что как-то огорчительно. С третьей стороны, Williams сейчас переживает тяжёлые времена, и было очень обидно, когда Сергей в прошлом сезоне старался изо всех сил, но результатов так и не дождался. Нельзя исключать, что и в следующем году команда из Гроува окажется в незавидном положении – не из-за гонщиков, а прежде всего из-за медленной машины – и тогда мы подумаем (малодушно): «Может, и к лучшему, что Сироткин больше не имеет отношения к Williams…»
А если нет? А если всё волшебным образом изменится? Ведь юный Джордж Расселл, будущий дебютант Williams, вполне мог на Рождество попросить у Санта-Клауса добавить белой машине немножко скорости. Вообще-то он парень рациональный и верить в чудеса в свои 20 лет вроде бы не должен, но лично я бы на его месте всё-таки попросил. На всякий случай.
Но даже если Расселл уже не верит в Санта-Клауса, он верит в Кубицу.
«Я очень рад, что Роберт станет моим напарником. Думаю, в его таланте никто не сомневается, – сказал британец. – У него по-настоящему боевой настрой и огромный объём технических знаний… По-моему, с его опытом и моими знаниями, полученными в Mercedes, мы можем дать команде очень многое…»
«Поживём – увидим», – сказал бы на это Кими Райкконен, но ему сейчас не до Формулы 1, он с семьёй отдыхает на родине, в Финляндии. Хотя пройдёт полтора месяца, и ему опять придётся бороться на трассах чемпионата и с Кубицей, и с Даниилом Квятом, ещё одним returnee, как сказали бы носители английского языка, которым гонщик из Уфы владеет прекрасно. А также ещё целой обоймой других европейских наречий – талантливый человек талантлив во всём.
То, что Квят одарён от природы, понятно практически всем. Правда, мнение прогрессивного человечества Red Bull мало волнует, зато если доктор Марко сделает на кого-то ставку, то, считай, что этот парень вытащил счастливый билет. Даниил такой билет вытащил лет пять назад, когда стал чемпионом GP3. Опять же, что было потом, знают все. Т.е. мы помним, что за рулём Toro Rosso уроженец города Уфы выглядел настолько убедительно, что Хельмут Марко, не дожидаясь окончания сезона, осенью 2014-го решил: именно Квят заменит в Red Bull Racing Себастьяна Феттеля, переметнувшегося в стан Ferrari. Что это было, если не очередной и весьма щедрый аванс?
Вот только распорядился Даниил обрушившимся на него счастьем не лучшим образом. Да, в 2015-м он опередил по очкам напарника, целого Даниэля Риккардо, да, в том сезоне поднялся на подиум в Венгрии, а в начале следующего – в Китае. Но…
Как много вмещает в себя это «но»: прозвище «Русская торпеда», увольнение из Red Bull Racing, перевод назад в Toro Rosso, где на фоне прогресса Карлоса Сайнса результаты Квята казались бледными. Достаточно сказать, что за 17 этапов, которые они вместе провели в Toro Rosso в 2016-м, испанец заработал 42 очка, а Даниил – только 4. В 2017-м эта невесёлая тенденция лишь усилилась: Сайнс регулярно финишировал в первой десятке и завершил сезон на 9-м месте личного зачёта. А вот Квят сезон не закончил – его из команды, что называется, «попросили».
За первые 14 гонок он тогда набрал 4 очка, тогда как Сайнс – 48. Почему разница в результатах напарников была столь шокирующей, мы, наверное, так никогда и не узнаем. Предположения высказывались разные, и в основном всё списывалось на некие психологические проблемы Квята. Но в Сингапуре, во время своего предпоследнего гоночного уик-энда в составе Toro Rosso осенью 2017-го, Квят в сердцах жёстко припечатал команду: «Я сыт этим по горло!» Весь мир слышал.
Спрашивается, что он тогда имел в виду? Наверное, всё-таки не Формулу 1 в целом. Скорее, речь шла о конкретной ситуации, сложившейся вокруг него в команде: у сторон были некие основания предъявлять друг другу претензии. Несколько позже Даниил признал: «Если отношения испортились, их очень трудно исправить».
В общем, тогда Квят и Toro Rosso разошлись, как в Адриатическом море корабли (до побережья которого от Фаэнцы не больше 50 км). Зато потом мы тихо порадовались, когда он неожиданно получил должность девелопмент-драйвера Ferrari: это давало возможность не только фотографироваться в заветной красной униформе, но и интенсивно сотрудничать со знаменитой командой, оставаясь за кадром: в 2018 году Даниил работал на симуляторе.
И вдруг минувшей осенью доктор Марко затеял очередной хитрый манёвр: Квят ему понадобился опять. Давайте подсчитаем, сколько раз он возвращал его в Toro Rosso: в мае 2016-го, в октябре 2017-го (правда, только на одну гонку) и вот теперь опять. Мало кто может похвастаться подобными карьерными зигзагами, а Даниил – может. Будем считать, что это весьма существенный признак, свидетельствующий о признании его таланта.
Интригующая складывается ситуация: Toro Rosso и Honda будут сотрудничать уже второй сезон; при этом кооперация между командой из Фаэнцы и Red Bull Racing выйдет на новый уровень. Значит, можно предположить, что Квят в следующем году получит неплохую машину. При этом его напарником будет необстрелянный дебютант Александер Элбон, что не должно создавать для Даниила особых проблем; в конце концов, все дрязги остались в прошлом, и сейчас надежды команды должны быть связаны именно с более опытным Квятом, за плечами которого 72 Гран При. (Между прочим, у Кубицы немногим больше – 76).
Наши с вами – тоже. За кого ещё болеть российским поклонникам Формулы 1? Вопрос риторический, не требующий ответа, а то вдруг, чего доброго, мнения разойдутся, в конце концов у нас свобода совести, и у каждого могут быть свои предпочтения.
Но давайте верить в то, что теперь у Даниила наконец-то всё опять будет хорошо или хотя бы более-менее нормально – предлагается в Новый год загадать такое желание. Главное, чётко соблюдать технологию загадывания, а то не сбудется. Помните, как это делается?
Под бой курантов надо успеть зафиксировать желание на бумажном носителе – да хотя бы на салфетке – потом всё это дело сжечь, пепел стряхнуть в бокал с шампанским и немедленно выпить. Причём перед этим ещё важно чокнуться с остальными участниками застолья, иначе вероятность осуществления резко снизится. Не получится с первого раза по московскому времени – не беда. Даниил Квят нынче проживает в Монако, так что можно будет повторить ещё и по среднеевропейскому.
Кстати, шампанское должно быть настоящее, а не какая-то невнятная шипучка; лучше если это будет Mumm – им Даниил с нескрываемым удовольствием угощался на подиуме в Венгрии, или хотя бы Chandon, которое ему досталось в аналогичной ситуации в Китае.
Представляете, если все читатели F1News.ru разом в новогоднюю полночь проделают этот нехитрый фокус, то Даниила в следующем сезоне мы просто не узнаем! И все будут этому искренне рады, а наш брат-журналист – в особенности.