I got too much time on my hands
And it's ticking away, ticking away from me…
Styx
I.
Свои первые часы я купил на самую первую зарплату ученика автослесаря – было это страшно сказать сколько лет тому назад. Мне тогда было 15, и на летних каникулах я подрабатывал на станции техобслуживания автомобилей, в те времена единственной в нашем городке.
Поддавшись на рекомендации продавщицы, я приобрел довольно стильный по тем временам образчик продукции отечественного часпрома марки «Луч», который прослужил, кстати, не так уж долго. Насколько помнится, часы минского завода не выдержали активного образа жизни, что ведёт нормальный тинейджер, и однажды остановились после жёсткого контакта с неким твёрдым предметом.
А вообще я часы люблю и, наверное, в другой жизни мог бы их коллекционировать, но просто как-то не до этого. В общем, отношусь я к ним не как к аксессуару, а чисто утилитарно, долго выбираю то, что меня устраивает по цене и функциональности, и ношу годами.
Когда восемь с половиной лет назад коллеги по редакции подарили мне на день рождения часы Casio Edifice, я даже не ожидал, что это замечательное устройство останется со мной так надолго. Не скрою, выбор отчасти был продиктован тем, что в те времена этот бренд был спонсором команды Red Bull Racing, тем более, примерно за полгода до этого в Абу-Даби я был свидетелем, как Себастьян Феттель выиграл свой первый титул.
Оказалось, что мой Edifice – не просто устройство для определения времени, а довольно крутой и высокотехнологичный гаджет. Мало того, что он питается от солнечной батареи, так ведь ещё в него встроена удивительная функция Wave Ceptor – автономная радиосинхронизация с национальными и международными сервисами точного времени, которые существуют в разных странах мира и основаны на атомных часах. В общем, всё это здорово, вот только нормально эта функция работает в США, Японии, Германии, Великобритании и Китае, а в нашей стране, увы, нет. Но когда отправляешься на гонки в Европу, то можно быть уверенным, что часы сами поймают нужный сигнал и подстроятся. Удобно.
Я привык к своим часам, они – ко мне, и даже начал называть их Perpetuum Mobile: ходят и ходят, батарейки менять не надо, ни к чему подключать тоже не надо, просто по возможности держи их на свету, хотя бы под настольной лампой. Или почаще бывай там, где светит яркое солнце – например, в Абу-Даби.
II.
В этом году мне вновь предстояла командировка на Гран При Абу-Даби, и оказалось, что там будет Марк Чемпер, представитель Casio Watch Division, который отвечает за все европейские продажи часов этой японской марки, а заодно и за партнёрство с Формулой 1 – именно он стоял у истоков спонсорской программы.
Грех было упускать возможность пообщаться с этим интересным человеком, и наша встреча состоялась утром в понедельник после гонки, в которой Даниил Квят финишировал девятым, заработав пару очков, а команда Toro Rosso обеспечила себе 6-е место в Кубке конструкторов. Настроение после весёлого Гран При у всех было неплохое, и разговор начался с рассказа Марка о том, как вообще зародилось сотрудничество японского производителя часов с Формулой 1.
«Так получилось, что в 2006-2007 гг. мы разрабатывали новую коллекцию часов, это были довольно сложные часы с функцией под названием Wave Сeptor, и мы назвали её High Performance Collection, – вспоминал он. – И мы тогда искали какое-то эмоциональное дополнение к ней, перебирали всевозможные направления – конечно, наиболее предпочтительным была Формула 1.
В то время у нас не было возможности заключить контракт с какой-либо из команд – по многим причинам, в том числе и потому, что у нас были сомнения, будет ли новая коллекция хорошо принята. И тогда мы подписали контракт с Дэвидом Култхардом – на его шлеме должен был появиться логотип Casio.
Потом, 11 сентября 2008 года, это был четверг накануне Гран При Италии, мы оба участвовали в пресс-конференции в Милане, и всё прошло отлично, ведь Дэвид – очень приятный в общении человек. И вдруг его менеджер показал фотографию, сделанную ещё во время гонки Формулы 1 в Эшториле в 1996 году: на руке у Дэвида были часы Casio G-Shock!
Это было не по сценарию, но стало подтверждением того, как он любит наши часы. А после пресс-конференции Дэвид спросил, какие у меня планы на уик-энд?
Я ответил: «В каком смысле? Дело сделано, пресс-конференцию провели, и я возвращаюсь домой».
Тогда он сказал: «Не хочешь ли посетить Гран При Италии, где ты будешь моим гостем?» Понятно, что отказываться было бессмысленно. В тот уик-энд он познакомил меня с командой Red Bull Racing, представил людям из мира Формулы 1 и своей очаровательной супруге. И вы помните, чем завершился тот Гран При? Победой Себастьяна Феттеля за рулём машины Toro Rosso! Я вернулся домой, поделился впечатлениями с женой, и она сказала: «По-моему, это судьба!»
Кроме того, в тот же день я узнал, что в компании Red Bull ищут способы расширить своё присутствие на японском рынке, где производители энергетических напитков весьма остро конкурируют друг с другом. И всё это заставило меня задуматься: как Casio может с максимальной эффективностью использовать столь благодатную среду, как Формула 1, и укрепить свои деловые связи с ней?
Вот с этого для меня всё началось, и уже на протяжении 11 лет я стараюсь развивать это сотрудничество».
III.
Есть известная и очень старая гоночная поговорка: «Выигрываешь в воскресенье – продаёшь в понедельник», но она всё-таки больше относится к автомобильной индустрии. Марк готов признать, что в бизнесе Casio это действует не так прямолинейно: «Наверное, в случае с другими отраслями эта поговорка вполне справедлива, но не думаю, что она в такой же степени применима к часам.
В наше время потребители не испытывают прежних восторженных эмоций по отношению к часам, как было раньше. Появилось великое множество разнообразных устройств, которые привлекают внимание людей, и часы как-то отошли на второй план. Тем не менее, во время гонок Формулы 1 люди вспоминают о часах, прежде всего благодаря тому, что несколько часовых брендов присутствуют в чемпионате в качестве спонсоров. Кто-то может задуматься о приобретении более современной, совершенной и красивой модели, т.е. часы становятся одной из тем, которая занимает людей.
В те годы, когда Себастьян выступал за Red Bull Racing и одерживал победу за победой, после гонок люди приходили в магазины и говорили, что хотят приобрести часы, «такие, как у Феттеля». А всё потому, что видели его с нашими часами на руке по ТВ и на рекламных плакатах. И в Германии часы Casio Edifice так и называли: «Часы Феттеля». Но думаю, что всё это уже в прошлом.
Однако мы верим в то, что постоянная коммуникация с нашим брендом, которую обеспечивает Формула 1, в сочетании с усилиями, которые мы предпринимаем на уровне магазинов, через дилеров, а также через прессу, даёт стабильный эффект. Причём эта коммуникация не носит искусственного характера, она вполне органична, и потребитель это ценит. Всё это создаёт своего рода доверительные долгосрочные отношения.
Знаете, я бываю на многих Гран При и вижу, как десятки тысяч болельщиков стоят вокруг трассы, например, в Спа, которая мне очень нравится, и смотрят гонку. 85-90% этой публики тратит довольно большие деньги ради того, чтобы в течение уик-энда там находиться, жить в кемпинге или даче на колёсах, но эти люди не могут себе позволить сверхсложные часы премиальных швейцарских брендов. Им нужны доступные по цене и надёжные часы, которые бы как-то ассоциировались с Формулой 1. Именно для таких людей мы и выпускаем Casio Edifice».
«То есть вы ориентируетесь не на клиентов Паддок-клуба?» – уточнил я и получил неожиданный ответ: «Между прочим, когда клиенты Паддок-клуба отправляются путешествовать, заниматься активным отдыхом, например, дайвингом, они вполне могут предпочесть часы из линейки G-Shock! Что они и делают.
Но их мы не считаем своей целевой аудиторией, в отличие от настоящих поклонников Формулы 1, которые хотят, чтобы у них была некая связь с любимым спортом, причём реальная, а не искусственная. Созданием таких связей мы и занимаемся на протяжении последних 11 лет и гордимся этим».
IV.
Разумеется, больше всего меня интересовало сотрудничество Casio и Toro Rosso. Кстати, одним из любопытных его примеров можно считать то, что в этом году в Спа во время Парада пилотов именно Марк Чемпер сидел за рулём классического английского кабриолета Austin-Healey 3000 Mark III, на котором ехал, приветствуя публику, Даниил Квят.
Покопавшись в интернете, я обнаружил ещё одну интересную фотографию, сделанную тоже в Спа, но двумя годами ранее: в 2017 году на Параде пилотов Марк вёз Себастьяна Феттеля на раритетной Ferrari 330 GTS, тоже выпускавшейся во второй половине 60-х, но это уже другая история.
«У нас довольно много общих интересов, – заверил Марк. – Все команды Формулы 1 каждый день стремятся стать лучше, но то же самое характерно и для Casio. Проще говоря, мы стараемся разрабатывать и производить ещё больше инновационных продуктов, постоянно думаем о том, как их улучшить, чтобы в конечном итоге повысить их ценность для потребителя.
Даже когда нам удаётся довести до конца какой-то проект, мы всё равно недовольны собой и сразу стремимся выйти на следующий, более высокий уровень. Такие же стремления характерны и для команд Формулы 1. Кроме того, поскольку речь идёт о точности, аккуратности во всём и максимальной надёжности, то, по-моему, Формула 1 и компания Casio с её технологически сложными часами очень хорошо подходят друг другу.
Такой продукции, как наша, на часовом рынке не так уж много. Часы Edifice славятся точностью хода, но и Формула 1 стремится к абсолютной точности во всём. Всем без исключения, кто работает в паддоке, необходимо жить и работать по совершенно точному графику, и следить за временем позволяют наши часы. Команды это ценят.
Кстати, люди в паддоке знают, что я работаю с Casio, и я не раз дарил наши часы в других командах, разумеется, не афишируя этого – и это всем нравилось!»
(Может быть, поэтому Марк катает по своей любимой трассе в Спа не только гонщиков Toro Rosso, но и представителей тех самых «других команд»? Но это так, к слову)
Мы видим логотипы Casio на машинах Toro Rosso, на шлемах и униформе гонщиков, но размещением рекламы сотрудничество не ограничивается, да и вообще в японской компании рассматривают его не только как маркетинговый проект.
«Мы тесно общаемся с командой, мы в курсе, какие проблемы им приходится решать каждый день, и пытаемся понять, можем ли мы как-то помочь в той или иной ситуации, – продолжил Чемпер. – Могу привести такой пример: однажды выяснилось, что некоторые модели наших часов недостаточно прочны и не выдерживают сильных вибраций. Например, когда часы на руке механика, который занимается заменой колёс, то от вибраций стрелки могли просто отвалиться.
Мы занялись изучением проблемы и нашли подходящее решение. Другой пример: для того, чтобы браслет стал прочнее, мы добавили в его конструкцию карбоновые элементы. Т.е. мы прислушивались к отзывам сотрудников Toro Rosso и предлагали идеи, которые позволяли сделать так, чтобы наши часы лучше соответствовали требованиям гонщиков и команды. И те решения, которые были разработаны по рекомендациям Toro Rosso, в дальнейшем приносят пользу всем потребителям нашей продукции.
Хочу ещё раз подчеркнуть: мы используем при производстве часов те же материалы, что применяются в Формуле 1 – например, карбон. И не только в оформлении, но и для того, чтобы сделать всю конструкцию прочнее».
V.
Читатели F1News.ru наверняка обратили внимание, что в дни гоночного уик-энда в Абу-Даби виртуальная версия часов Edifice EQB-1000 вела отсчёт времени на главной странице нашего сайта. Это одна из новейших моделей Casio и, конечно, предмет особой гордости компании.
«Полагаю, здорово, что нам удалось сделать часы с большим числом разнообразных функций такими тонкими и красивыми, – рассказал мой собеседник. – Среди отличительных черт этой модели – Solar Power, т.е. питание от солнечной батареи. Эти часы вас никогда не подведут, поскольку не зависят от энергии аккумуляторов. Кроме того, в них встроен модуль, благодаря которому вы можете управлять всеми основными функциями часов через приложение Edifice в вашем смартфоне.
Это особенно удобно, когда вы путешествуете, ведь такая функция позволяет легко перестраивать часы на нужный часовой пояс – через мобильный телефон. Благодаря связи со смартфоном часы ходят исключительно точно».
Когда заходит речь о партнёрстве каких-то компаний с командами Формулы 1, всегда хочется поинтересоваться, как измерить эффективность такого сотрудничества, и вообще, есть ли связь между успехами той или иной команды на трассах и бизнесом?
Мне показалось, что в этом случае дать конкретный ответ Марку было сложнее, но он объяснил ситуацию со спонсорством так: «Каждый год я слышу этот вопрос от моего руководства. На самом деле, измерить это не так просто.
Конечно, в наше время есть такой показатель, как KPI (Key Performance Indicators – «ключевые показатели эффективности»), и можно измерить узнаваемость бренда – всё это есть, но полагаю, важнее, что мы накапливаем очень серьёзный деловой опыт.
Casio давно присутствует на рынке, и вот уже 11 лет мы сотрудничаем с Формулой 1, так что у нас есть определённое ощущение, которое в совокупности со всеми логическими выкладками также помогает понять, есть ли смысл в этих инвестициях или нет.
Знаете, есть один очень хороший индикатор, свидетельствующий об эффективности нашего сотрудничества: каждый сезон совместно с Toro Rosso мы производим специальные брендированные серии часов, и эти модели неизменно пользуются большим спросом.
В мире есть миллионы поклонников Формулы 1, которые хотят получить какую-то осязаемую и реальную связь с любимым видом спорта, и в этом случае часы марки Casio – вполне очевидный выбор. Поэтому мы думаем над тем, как и в каких формах продолжать эту работу, ведь стабильность в деловых отношениях очень важна. Я в этом убеждён и думаю, что в команде Toro Rosso со мной согласятся».
Я не успел заметить, какие часы были на руке у Марка, но полагаю, догадаться нетрудно. И вспомнился мне давний уже эпизод, когда я брал интервью у представителя одного известного автомобильного бренда, в то время сотрудничавшего с Red Bull Racing. Это был менеджер высокого уровня, руководивший целым направлением, и в самом начале разговора, увидев у меня Casio Edifice, он понимающе кивнул и произнёс фразу, смысл которой был такой: «Мы из одного клуба».
Примерно с таким же ощущением я расставался с Марком Чемпером, и что-то мне подсказывает, что это была не последняя наша встреча.