Каждый год в начале марта мы с друзьями... нет, не в баню ходим, а с перманентно нарастающим нетерпением ждем начала чемпионата мира, которое в большинстве случаев на нашей памяти последние 12 лет имеет географическую привязку к Австралии, к Зеленому Континенту, тому самому, где, если верить Алисе из кэрролловской сказки, проживают АНТИПАТИИ...
Помните, в «Алисе в Стране Чудес», когда маленькая героиня провалилась в нору, в которую удрал Белый Кролик, она довольно долго летела, и по дороге (в смысле, на лету) удивлялась: «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю – а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется...»
Согласитесь, в милых детских заблуждениях девочки Алисы что-то, безусловно, есть? Особенно если вспомнить, что в недавней австралийской гонке все действительно было поставлено с ног на голову... Не уик-энд, а набор казусов, которых, по-моему, было столько, что хватило бы на несколько среднестатистических европейских этапов. А что есть «казус»? Согласно толковому словарю, казус – это случай, обычно странный или неприятный. А еще, когда мы хотим кому-нибудь поведать про какой-нибудь странный случай, мы можем начать повествование так: «Слушай, а вот я тебе сейчас про одну классную фишку расскажу!» (В поддержку привожу цитату, почерпнутую на сайте уважаемой мною Ксении Турковой, одной из ведущих программы «Говорим по-русски», что идет на «Эхе Москвы»: «Фишкой можно назвать и интересное событие – такая фишка тут случилась!»)
Ну, а раз мы о Формуле 1 толкуем, значит, у нас речь пойдет о «F1шках», договорились?.. В нижеследующем наборе F1шек нет никакой особой системы или логики. Будем расставлять их подряд, как бог на душу положит.
И начнем, пожалуй, вот с чего: когда стало ясно, что Берни Экклстоун не собирается идти на компромисс, и продолжает наседать на организаторов Гран При Австралии, активно склоняя их к проведению ночной гонки, возникло ощущение, что дни полюбившегося всем Альберт-парка сочтены. И если жестокосердный старикашка действительно вычеркнет Мельбурн из календаря чемпионата, что же он туда впишет?
Какие-то шутники начали распускать слухи о том, что это будет Гран При России. Что ж, идея не нова. Согласно легенде, ей почти столько же лет, сколько сигаретам «Союз-Аполлон» или старинному хиту Аллы Борисовны, с которого началась ее всенародная слава. Я говорю об «Арлекино». Если я что-то преувеличил, то ненамного. Причем, нам же по барабану, в какое время суток такую гонку проводить, правда? Австралийцы жмутся, потому что им денег жалко. Просто у них нет Анатолия Борисовича Чубайса. А у нас – есть. Если он захочет, зажжется Лампочка Ильича! Где надо, там и зажжется. И не одна. Скажите только, где ее надо зажечь? Дайте ответ. Где трассу-то будем строить, в Москве, аль в Питере? И то вот тут еще про Волоколамск заговорили... «Волкихэмстер» – как глумливо назвали его на одном из английских сайтов... Не дают ответа...
Если победе Льюиса Хэмилтона мало кто удивился, то технические проблемы Ferrari совершенно определенно придется отнести к разряду казусов. Нет, бывало, конечно, что итальянские моторы горели – вспомните, например, хотя бы 1996-й год, когда Жан Тодт драматично восклицал: «В отставку! В монастырь! Хоть завтра!» Но, в любом случае, столь высокого процента убыли поголовья жеребцов мы не припоминаем давно.
Судите сами: обе красные машины до финиша не доехали. Аналогичные V-образные «восьмерки» Made in Italy стоят еще и на Toro Rosso, и на Force India: моторчик на машине умницы Себастьена Бурдэ задымил, когда до финиша уже было рукой подать. Остальные трое клиентов Ferrari, а именно, Физикелла, Феттель и Сутиль, не добрались до клетчатого флага по другим причинам, но не добрались же! В общем, считайте, что нам был явлен уникальный пример стопроцентной утруски: шесть из шести машин, имевших технологическое отношение к Маранелло, на наших глазах приказали долго... ехать. А если еще вспомнить бензонасос, отказавшийся нагнетать топливо в ненасытную утробу мотора Ferrari на машине чемпиона мира во время субботней квалификации, то образ игры в поддавки, который в изрядной ажитации и в прямом эфире вспомнили наши Саши, телекомментаторы РЕН ТВ, уже не кажется таким уж преувеличением...
Мистер Дэвид Култхард, эсквайр, подставил бок своего «красного быка» под удар Ferrari Фелипе Массы, на беду гарцевавшего мимо на всех парах. Эксперты склоняются к тому, что шотландский ветеран сам во многом виноват, хотя и Масса мог быть поосмотрительней. После гонки эти двое обменялись любезностями, причем ДиСи позволил себе удивительную фразу, которая восхитит любого англомана, англоведа, любителя изящной романо-германской словесности: «If he doesn't, then I'm gonna kick three colours of shit out of the little bastard!»
Если помните, речь идет о том, что с точки зрения Култхарда, Масса должен извиниться перед старшим товарищем за проявленную неучтивость. И если бразилец не извинится, то Култхард обещает сделать следующее (попробую перевести поближе к тексту, хотя, прошу прощения, рамки приличий просто не позволяют достичь того же градуса экспрессивности): «Я так отоварю этого мелкого негодяя, что он у меня пойдет тремя цветами дерьма». Конец цитаты.
При встрече надо будет поинтересоваться у ДиСи, что конкретно стоит за этой фразой. Потому что с точки зрения любого нормального сапиенса, я уж не говорю о медиках, работающих в каких-нибудь лабораториях и регулярно имеющих дело с субстанцией, упомянутой Култхардом, у нее, у этой субстанции, оттенков гораздо больше. Или Дэвид решил ограничиться лишь тремя, потому что ему все-таки по-человечески чуточку жаль оппонента?
В старом советском мультике по замечательной сказке Сельмы Лагерлёф про чудесные путешествия Нильса с дикими гусями есть такая фраза: «...когда король обнажит голову, а ты останешься в шляпе...» Не будем вдаваться в детали, долго рассказывать, про что там шла речь в мультике, однако фраза эта вспомнилась, когда все мы смотрели церемонию награждения после австралийского Гран При.
На верхотуре пьедестала светился улыбками молодчага Льюис Хэмилтон, играл гимн Великобритании «Боже, храни Королеву», а Нико Росберг, немец по паспорту, стоял себе, не снявши кепки, и предавался новым для него ощущениям. Как-никак, первый подиум. Все сделали вид, что не заметили. Но люди опытные, которые смотрят Ф1 достаточно давно, помнят, что был году в 1996-м эпизод, когда ирландец Эдди Ирвайн позволил себе остаться в кепке в аналогичной ситуации во время исполнения британского гимна. Играл он в честь победы Дэймона Хилла, который, как истинный англичанин, не смог стерпеть такого нахальства, и лично сдернул с ирландца кепарик. Вручную. Но самое интересное, что происходило это тоже в Австралии, в том же самом Мельбурне!
А нынче, 12 лет спустя, Нико, как в свое время маленький Нильс, остался в шляпе, когда многие обнажили головы, в том числе и особы весьма высокопоставленные. Предлагаю вам самим домыслить, что за этим жестом может стоять...
Разумеется, всяческих казусов и F1шек в Австралии было намного больше, и мы тут вспомнили только некоторые, навскидку. А ведь был еще и красный свет, на который проехал Баррикелло, и очко, доставшееся Кими, который вообще не пересек линию финиша, и еще кое-что... И если после этого кто-то скажет мне, что Формула 1 год от года становится все скучнее, пусть первый бросит в меня... снежок: выглянул в окно в пятом часу утра, а там – белым-бело!..