Мы начали сотрудничество с Александром Кабановским, работая над предсезонной рубрикой "Числа", для которой он написал двадцать пять великолепных статей, а потом стало известно, что он и Александр Каминский выиграли кастинг на РЕН ТВ и будут комментировать Формулу 1 в предстоящем сезоне.
После Алексея Попова, к голосу которого наши болельщики привыкли с детства, любой комментатор попадет под огонь критики, никто из нас не любит перемен, но они неизбежны - покинул F1 Михаэль Шумахер, пришли Ковалайнен и Хэмилтон и вряд ли они сразу будут побеждать, должно пройти время, но главное - потенциал, а с потенциалом полный порядок, поверьте на слово.
Перед началом сезона мы договорились с Александром о "Колонке комментатора", в которой он постарается рассказать читателям F1News.Ru о том, что осталось за рамками репортажа, о своих впечатлениях от прошедшей гонки. Надеюсь, эта колонка будет регулярной и позволит нам взглянуть на чемпионат еще с одной стороны, уверен - будет интересно!
С уважением, Дмитрий Бухаров, главный редактор F1News.Ru
Как вам название этого опуса? Мне кажется, что попадание просто стопроцентное – даже жаль, что Юлиус Фучик уже отыскал этот образ прежде. Его подсказал мне коллега Андрей Лось – он вообще мастер придумывать яркие заголовки. И когда в промозглом ноябре в многочисленных разговорах с коллегами мы обсуждали новость об опустевшей комментаторской кабинке Ф1, наблюдалось редкостное единодушие: никто не сомневался, что тот бедолага, кто отважится сесть в освободившееся кресло, попадет точнехонько между молотом и наковальней. И никто не выражал особого желания испытывать судьбу. И почти все пришли на кастинг…
Александр Каминский и Александр Кабановский. Накануне первого эфира...
Гран При Испании 1992 года проходил 3 мая под проливным дождем. На экране черно-белого телевизора было непросто разглядеть за всполохами помех происходящее на далекой трассе Каталунья-Монтмело, непонятные названия команд и незнакомые имена гонщиков звучали, словно заклинания служителей тайного культа. Как давно это было…
Без малого 15 лет спустя на другом краю земли – в австралийском Мельбурне – светило солнце. И экран был уже другой – цветной, абсолютно четкий. Вот только теперь нужно было уже не слушать, а говорить. И при этом следить одновременно за происходящим на трассе и монитором хронометража. И взаимодействовать с коллегой. И успевать отыскивать среди множества заготовленных шпаргалок нужную. Непростое это дело, скажу я вам.
Чем же запомнилась австралийская гонка? Полагаю, что о Кими, гонщиках McLaren, BMW Sauber – одним словом, о лидерах – и так уже сказано многое. Мне же чуть интереснее было бы остановиться на событиях, которые остались немного за кадром. И первый из них – как вам Такума Сато, жалующийся на неуступчивость круговых? Между прочим, после сенсационной квалификации в гонке оба автомобиля Super Aguri смотрелись уже не столь уверенно. Быть может, заклинания Колина Коллеса все же возымели действие – ведь и Сато, и «маленький Энт» Дэвидсон финишировали на худших позициях, чем те, с которых они начали гонку. Причем британец проиграл дуэль напарнику уже на первых метрах, когда бортовая электроника «придержала» его машину на решетке. Зато Энтони наконец-то добрался до клетчатого флага, хоть и предпоследним.
Вообще же внутрикомандные противоборства видятся мне одной из важнейших тем сезона. Что ни пара гонщиков – то новая интереснейшая история. Кто ожидал, что Льюис едва не уложит Фернандо на лопатки, а Нико просто разгромит Алекса? Узнали ли мы что-нибудь новое о соотношении сил между Фелипе и Кими? Едва ли, ведь оба провели отличные гонки, и пока фактически единственная разница между ними – семь очков в таблице личного зачета. А ведь еще есть BMW Sauber (там противостояние и вовсе тройное!), Spyker и все остальные.
А еще есть шины. И здесь, право слово, хочется просто локти грызть и поминать нехорошими словами функционеров FIA и представителей Bridgestone. Как же это похоже на родную Россию: принять революционное решение, обещающее многие блага – и тут же свести его на нет никудышной реализацией. Многочисленные журналисты, описывающие события австралийского Гран При уже после взмаха клетчатого флага, имеют перед глазами четкий список – кто, когда и на чем ехал. Кстати, по опыту кастинга на Рен-ТВ я могу уверенно сказать, что рассказывать о уже состоявшейся гонке в разы легче, чем о той, что на скорости за 300 км/ч разворачивается прямо перед твоими глазами. Но это отвлечение.
Так вот, более нелепого решения, чем трехсантиметровый кружок на боковине шины, представить невозможно. Даже если пит-стоп гонщика попал на экран, кто даст гарантию, что дюжий механик не перекроет обзор своей филейной частью?.. Насколько же все здорово в трансляциях МотоGP – там тип резины указывается прямо в титрах, рядом с именем пилота. И позволяет без досужих домыслов предельно быстро анализировать ситуацию. Нам же остается только надеяться на подобное когда-нибудь в будущем.
Если уж речь зашла о странных шагах Международной Федерации, то хотелось бы упомянуть еще и новые правила пятничных заездов – не более двух машин каждой команды на гоночном кольце. Скажите, какой руководитель команды, находясь в здравом уме, будет отстранять собственного призового гонщика от тренировок? В Австралии на такое не решился даже Колин Коллес! ? Ну а действия BMW Sauber и Williams, пустивших за руль Себастьяна Феттеля и Казуки Накаджиму соответственно, объяснимы долговременными планами в одном случае и условиями контракта в другом. Замечу – в сезоне-2005 участниками пятничных тестов стали 12 гонщиков, в 2006-м их было уже 14, причем едва ли не половине из этого числа по прошествии года удалось избавиться от приставки «тест-». Теперь же, похоже, на столь правильном деле придется ставить крест. Обидно.
По ходу репортажа из Альберт-Парка я позволил себе провести некие параллели собственного старта с выступлением Хейкки Ковалайнена. Дескать, тоже новичок, дебютировал в Гран При за серьезную команду, груз ответственности и все прочее. После финиша финну пришлось услышать немало «добрых» слов от Флавио Бриаторе, строго отчитавшего своего подопечного за череду ошибок и упущенный результат. Однако чуть позже итальянец заговорил в другом тоне – признался, что у действующих чемпионов есть проблемы с техникой, а переход на шины Bridgestone принес команде немало неприятных сюрпризов. Затем посетовал на неуступчивость круговых в Альберт-парке, и, наконец, приободрил Хейкки перед этапом в Малайзии. Очень верный подход, как мне кажется.