Вот уже месяц, как главной темой обсуждений в Формуле 1 остается что угодно, кроме собственно итогов гонок. После Валенсии все говорили только о машине безопасности, после Сильверстоуна – о передних крыльях Red Bull, а в Хоккенхайме пришла очередь командной тактики Ferrari.
Сложно сказать, чем закончится заседание Всемирного совета FIA по автоспорту, который рассмотрит обмен позициями между Фелипе Массой и Фернандо Алонсо на 49-м круге Гран При Германии, но пока можно констатировать, что Скудерия легко отделалась за свой демонстративный шаг. Пара-тройка проданных спорткаров легко окупит компании из Маранелло штраф в 100 тысяч долларов, выписанный судьями после финиша.
Очень может быть, что на Совете гоночные чиновники подвергнут Ferrari более суровому взысканию – в конце концов, никому не нравится, когда публично нарушаются придуманные тобой правила. Ведь формальный запрет на использование командной тактики появился в регламенте как раз после заседания Совета по итогам австрийского Гран При 2002 года.
Но если Скудерию накажут – то в первую очередь не за саму перестановку пилотов, а за то, как она была произведена, и за сказанные после слова.
Командная тактика существовала в гонках всегда. В 50-е, если первый пилот выбывал из борьбы по техническим причинам, одного из его напарников зазывали в боксы и просили покинуть водительское сиденье, чтобы лидер мог продолжить борьбу. Если нужны более свежие примеры – можно вспомнить изящную рокировку, разыгранную той же Скудерией во время Гран При Бразилии 2007 года для обеспечения чемпионской короны Кими Райкконена или постоянную череду сложностей у Рубенса Баррикелло в начале 2009-го, когда его напарник Дженсон Баттон коллекционировал победу за победой.
При желании можно отыскать и другие примеры, когда «из-за поломки» или «в силу нехватки топлива» гонщик сбрасывал под финиш скорость и в итоге уступал позицию напарнику. После чего внезапно ускорялся вновь. И изменить такое положение вещей не в состоянии ни статья 39.1 спортивного регламента, ни даже статья 151 (с) Международного спортивного кодекса.
Сложно спорить с тем, что Фернандо Алонсо сейчас явно утвердился в роли лидера команды. После 2007 года и противостояния с Льюисом Хэмилтоном в McLaren испанец стал намного умнее, и сейчас его контракт наверняка содержит оговорку о «чуть более равном», чем у напарника, статусе. В конце концов, это испанский банк Santander обеспечивает Ferrari немалую часть бюджета.
Вдобавок, в отличие от того же Баррикелло, который восемь лет назад выглядел объективно быстрее Шумахера по ходу всего уик-энда на А1-ринге, сейчас именно испанец показывал лучшую скорость – а позади напарника по ходу дистанции он оказался, так как вынужден был на первых метрах сражаться с Се6астьяном Феттелем, пока Масса мчался вперед по внезапно ставшей свободной трассе.
Кто-то скажет, что до конца сезона еще далеко, что Алонсо много проигрывает лидерам. Это так. Но можно вспомнить недавнюю историю из мирового ралли – в прошлом сезоне WRC, когда Себастьен Лёб выиграл на своём Citroen пять первых гонок, все решили, что борьба за титул закончена. И на шестом этапе, где француз столкнулся с проблемами, в стане его соперников из Ford решили не использовать командную тактику и далее победить молодому Яри-Матти Латвале, тогда как лидер команды Микко Хирвонен финишировал вторым.
Но потом у Лёба началась черная полоса, и Хирвонен почти догнал соперника – до заветного титула фордовцу в итоге не хватило всего одного очка. И если бы в той пресловутой гонке команда использовала бы тактический прием, все сложилось бы совсем иначе.
Работа на лидера – уже много лет ключ к успеху в Ф1. Все понимают это, и потому как бы не негодовали в своих интервью обитатели паддока – их гнев вызывает лишь форма, но не содержание проступка. Масса просто пропустил Алонсо. И для команды это куда лучше, чем то, что устроили в Турции Феттель с Уэббером. Парадокс в том, что болельщики думают прямо наоборот – и именно они платят те деньги, на которые во многом живет Формула 1.
Потому-то боссам чемпионата и важно не допускать подобных конфузов. И именно за это Ferrari наверняка выпишут в сентябре штраф на пару порядков посолиднее нынешнего. Но – штраф денежный, ибо отбирать у команды очки и победу – опять-таки не в интересах тех, кто призван увеличивать популярность гонок и их участников.
Ну а самый горький осадок оставила вовсе не рокировка – кстати, от Массы можно было ожидать на подиуме слез «а-ля Баррикелло», но Фелипе показал себя просто молодцом. Увы, решившись на вызывающе дерзкий поступок, руководители Ferrari затем спрятались за совершенно фальшивой риторикой. В современном мире опасно признавать во всеуслышанье, что ты идешь против системы – и потому был срочно разработан (очень хочется написать «состряпан») незамысловатый план, согласно которому автором всего коварного замысла стал Фелипе Масса. Бразилец, якобы, проникся важностью момента и сам прижался к обочине.
Спросите любого спортсмена – станет ли он пропускать кого угодно, пусть даже и напарника, по собственной воле. А можете и не спрашивать, так как ответ ясен. Формула 1 – спорт эгоистов, каждый из которых, что бы он ни говорил, хоть самую малость, но рад неудачам других. И потому скорость бразилец сбросил вовсе не потому, что идущий следом Алонсо рисковал оказаться под атаками Феттеля. Да и не догонял Себ толком пару Ferrari.
Помнится, после страшного пожара в том же Хоккенхайме 16 лет назад, когда едва не сгорел заживо юный Йос Ферстаппен, расследование показало, что огонь вспыхнул из-за удаленной из заправочного шланга защитной сеточки. В команде тогда выдвинули версию, что снять ее решил по собственной идее один из механиков. И в FIA приняли такое объяснение.
Но когда спустя полтора десятка лет этот же фокус Флавио Бриаторе попробовал провернуть в случае с аварией Нельсиньо Пике в Сингапуре – результат оказался уже совсем иным. Так что и Ferrari, несмотря на легендарный отблеск, тоже может крепко достаться. Но не за командную тактику – а за ее демонстративную реализацию. И более всего – за боязнь отвечать за собственные поступки и попытки выдать черное за белое в интервью и официальных релизах после финиша.