Участники: Норберт Хауг (Mercedes), Нико Хюлькенберг
(Williams), Мониша Кальтенборн (Sauber), Камуи Кобаяши (Sauber), Адам Парр
(Williams), Нико Росберг (Mercedes)
Вопрос: Адам, начиная с Гран При Великобритании у вас новая должность. Что-то изменилось? Есть какие-то отличия?
Адам Парр: На самом деле ничего не изменилось, я занимаюсь теми же вещами, которыми занимался и раньше. Скорее, это формальный момент.
Вопрос: И чем же вы занимаетесь?
Адам Парр: Фрэнк (Уильямс), Патрик (Хед) и Тото (Вольфф) возложили на меня ответственность по управлению компанией и командой.
Вопрос: И вы занимаетесь всеми внутренними делами, как это было и на базе команды?
Адам Парр: За производство и некоторые другие области отвечает наш исполнительный директор Алекс Бёрнс, но все отчеты идут ко мне.
Вопрос: Учитывая ресурсы команды, удивлены ли вы тем, насколько Williams конкурентоспособна в последнее время? Ведь это очевидно, вы очень конкурентоспособны.
Адам Парр: Спасибо. Да, мы стали более конкурентоспособны, и, думаю, это показывает, что в команде есть очень способные люди, которые смогли определить наши слабые места и принять меры. Мы еще далеки от того, к чему стремимся, но, я считаю, что, даже обладая меньшими ресурсами, чем другие команды, думаю, мы можем добиться более высоких результатов.
Вопрос: Сможете ли вы поддерживать высокие темпы модернизации, чтобы подобраться ближе к лидерам?
Адам Парр: Да, я считаю, что мы модернизируем машину так же быстро, как и остальные команды в середине сезона, и это хорошая проверка наших возможностей.
Вопрос: Мониша, неделю назад была 40-летняя годовщина Sauber. Что это означает для команды, насколько это важно для вас?
Мониша Кальтенборн: Это очень важное событие, мы гордимся тем, что работаем в автоспорте уже 40 лет, 18 из которых постоянно участвуем в Формуле 1. Не так много команд или компаний, которые могут похвастать такой же историей. Думаю, только McLaren, Williams и Ferrari, и находиться среди них – большая честь, хотя Sauber – команда небольшая.
Вопрос: Начало чемпионата для вас было явно неудачным: после предсезонных тестов вы ожидали других результатов. Что было предпринято для того, чтобы добиться прогресса, и сможете ли вы развиваться и дальше?
Мониша Кальтенборн: Вы абсолютно правы. Старт сезона был неожиданно неудачным. У нас были проблемы с надежностью, что для нас в новинку. Были проблемы со скоростью, отчасти нам не везло. Но все постепенно меняется, особенно с приходом нового технического директора. Джеймс Ки несомненно играет в этом процессе ключевую роль. Он придал новый импульс развитию команды, и результаты, которые мы показываем, особенно в последних двух гонках, свидетельствуют о значительном прогрессе. Мы на верном пути и приложим все усилия для того, чтобы добиться поставленных задач.
Вопрос: Норберт, у нас впереди две гонки. Сначала домашняя гонка для Mercedes, а через восемь дней мы будем в Венгрии. Насколько для вас важны эти два Гран При, учитывая, что они идут подряд перед большим перерывом?
Норберт Хауг: Прежде всего, это две очень разные трассы. Две гонки подряд для нас не проблема, но для парней, которые напряженно трудятся в гаражах, для всех, кто отвечает за логистику, за моторхоумы, за машины, за обустройство боксов, это настоящее испытание. И если у вас какие-то проблемы, вы, пожалуй, не успеете разобраться с ними до следующей гонки. Но такие сдвоенные этапы – обычное дело для Формулы 1, все находятся в одинаковых условиях, и мы постараемся достичь хороших результатов в обоих Гран При. Вы правильно заметили, что затем последует большой перерыв: думаю, вы не найдете в паддоке никого, кто не хотел бы показать два хороших результата перед летними каникулами.
Вопрос: У вас новое заднее антикрыло. Как оно себя показало сегодня утром, особенно в таких условиях?
Норберт Хауг: Утро, конечно для всех было сложным. Но, думаю, наши первые впечатления очень хороши. Мы бы не хотели заниматься прогнозами, да мы и не можем ничего предсказывать, основываясь всего лишь на пятничных результатах. Но, полагаю, есть ощущение, что мы движемся в верном направлении. Говоря это, я осознаю, что лидеры быстрее нас. Мы не сможем их догнать в ближайшие пару недель, но работаем над тем, чтобы сократить отставание.
Вопрос: Нико, сегодня днем гонщики Mercedes GP показали 5-й и 6-й результаты: насколько это вас воодушевляет?
Нико Росберг: Сегодня надо было очень многое проверить, разобраться, как работают наши технические новинки, и все такое: думаю, мы с этим справились, и неплохо будем выглядеть в ходе уик-энда. Но давайте подождем и посмотрим. Сегодня все складывалось неплохо, но из-за погодных условий многое было по-другому, и мы не так уж много проехали, поэтому не стоит придавать большое значение результатам. Полагаю, мы способны достичь большего, чем в Сильверстоуне, или, по крайней мере, выступить на том же уровне.
Вопрос: Очевидно, это ваш домашний Гран При во всех смыслах. Помнится, я бывал в доме у вашего отца, стоявшем чуть дальше по дороге, так что это для вас еще и семейный Гран При. Насколько это важно для вас? Я знаю, что вы здесь выиграли свою первую гонку, когда начали выступать на машинах с открытыми колесами. И вы побеждали здесь практически во всех категориях...
Нико Росберг: Да, это правда. Я побеждал здесь в каждой категории, и было бы неплохо добиться того же и в Формуле 1. И это совершенно особое чувство – выступать за рулем тех самых «серебряных стрел», ведь как гонщик я вырос в каких-то 20 км отсюда. Каждый раз, переходя из серии в серию, я выступал в команде своего отца. Это совершенно особые ощущения – выступать перед местными болельщиками. Надеюсь, на трибунах мы увидим много серебристых кепок, и это вдохновит нас на хорошие результаты.
Вопрос: Камуи, вы ведь тоже можете считать этот Гран При отчасти домашним? Вы ведь живете в Германии.
Камуи Кобаяши: Да, этот Гран При можно практически считать моим домашним. Конечно же, моя родина – Япония, но я провел большую часть своей карьеры в Европе. По-моему, больше всего километров я намотал в Хокенхайме. За свою карьеру я выступал на этой трассе каждый год, и счастлив снова здесь оказаться.
Вопрос: Вы здесь выступали почти во всех сериях, верно?
Камуи Кобаяши: Да, в Формуле Renault, Формуле 3 и в GP2.
Вопрос: Последние пару гонок вы проехали очень неплохо, на уровне, которого мы ожидали после окончания прошлого сезона. А как вы сами считаете? Вы обрели, наконец, ту форму, которую, возможно, должны были показать еще в начале сезона?
Камуи Кобаяши: Прежде всего, я проехал много километров. В начале сезона у меня с этим были проблемы, - подводила техника, было несколько аварий. Мне не удавалось проехать большую дистанцию, и это было основной сложностью. У меня не так уж много опыта, поэтому было тяжело. Но после Турции, думаю, мы стали лучше понимать поведение шин, и к тому времени принесла плоды модернизация машины. Мы все прогрессируем: руководство, я, команда, вот почему мы достигли хороших результатов на данный момент.
Вопрос: Значит, мы можем надеяться увидеть вас в такой же хорошей форме в оставшихся гонках?
Камуи Кобаяши: Да, конечно.
Вопрос: Нико, очевидно для вас это тоже домашняя гонка. Что вы чувствуете?
Нико Хюлькенберг: Я также с нетерпением жду ее, как и остальные. Думаю, мы неплохо провели пятницу. У меня хорошие воспоминания о Хокенхайме, мне здесь нравится. Здесь всегда испытываешь что-то личное. Чувствую, что я дома.
Вопрос: Ощущаете ли вы тот прогресс, который мы наблюдаем со стороны?
Нико Хюлькенберг: Да, изнутри прогресс тоже виден. Он отражается в наших результатах, которые растут. Мы улучшили машину, я стал опытнее. Мы более конкурентоспособны, чем были несколько гонок назад. Это все очень хорошо, но мы должны продолжать развиваться, чтобы оставаться на этом уровне, и даже подняться выше.
Вопрос: Насколько сложно привыкать к обновленным трассам, и что будет к концу сезона, когда пойдут вовсе незнакомые для вас автодромы?
Нико Хюлькенберг: Всегда проще выступать на знакомой трассе, например, как здесь, в Хокенхайме, или на некоторых других. Но надо как-то справляться. Это проблема любого новичка. У вас есть немного времени потренироваться. Три часа в пятницу, час в субботу, и к началу квалификации ты должен быть уже готов. Сначала изучаешь трассу, и лишь потом начинаешь заниматься настройками, позже, чем более опытные гонщики. Мы всегда немного отстаем, хотя это и не оправдание.
Вопросы с мест
Вопрос: (Ральф Бах – R & B) Нико, что случилось с вашим передним антикрылом?
Нико Росберг: Столбик у трассы был слишком большой.
Вопрос: (Ральф Бах – R & B) Вам поставили новое?
Нико Росберг: Я взял новое у Михаэля. Ему поставили старое.
Вопрос: (Марк Зурер – Sky Deutschland) Госпожа Кальтенборн, вы поддерживаете молодого гонщика Эстебана Гутьерреса. Как вам это удается при отсутствии основного спонсора и достаточного количества денег? И ради чего это делается?
Мониша Кальтенборн: Мы в Sauber всегда ищем молодых гонщиков и даем им шанс. Сейчас поддержка гонщика мало зависит от того, сколько у вас спонсоров. Когда Петер Заубер купил команду, он выделил нам бюджет на этот год, что позволило продолжить программу с Эстебаном, которым мы очень плотно занимались в прошлом году. Я считаю его очень многообещающим талантливым пилотом, и мы будем продолжать с ним работать.
Вопрос: (Стефан Сколик – Mannheimer Morgen) Нико, можете ли объяснить, с какими сложностями вы столкнулись в ходе сегодняшней тренировки?
Нико Росберг: Это было связано с постоянно меняющимися погодными условиями. Мы начали на очень мокрой трассе на дождевых шинах. Неплохо проехали и получили необходимый опыт на тот случай, если завтра будет дождь. Думаю, мы были очень быстры сегодня утром, или, по крайней мере, я был очень быстр сегодня утром, так что я полностью уверен в себе в такую погоду.
Затем мы проехали несколько кругов на промежуточной резине, и это было очень сложно. А затем мы поехали на сликах по все еще влажной, но постоянно подсыхающей трассе, так что условия все время менялись. Также надо учесть, что мы ездили с полными баками и старались все успеть за тот час, когда трасса, наконец, стала сухой, а за такое время сложно успеть подобрать все необходимые настройки.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Адам, команда Williams начала сезон довольно плохо. Можете объяснить, почему, и что было сделано, чтобы дела пошли лучше?
Адам Парр: Мог бы, но не уверен, что буду это делать. Просто понимание сути проблем и умение в них вникнуть уже дает вам неплохую отправную точку, верно?
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Норберт, в этом году Михаэль Шумахер вернулся в гонки и все ждали от него больших достижений. Пока что он нас ими не очень балует. Мы все еще ждем, нам много раз говорили, что он догонит и обгонит Нико, но этого не происходит. Не хотите поговорить об этом?
Норберт Хауг: По-моему, я уже говорил об этом несколько раз. И рад поговорить об этом снова. Я думаю, что Михаэль в хорошей форме. Он провел пару неплохих гонок, например, в Барселоне и в Турции он пришел к финишу четвертым на машине, которая не была четвертой по чистой скорости - если сравнивать ее с другими. И команда, и Михаэль хорошо поработали, была правильно выбрана тактика пит-стопов, и так далее.
Вспомните Сильверстоун. Я не думаю, что Михаэль нуждается в оправданиях, но взгляните на времена во второй части квалификации. Вчера я услышал, что, мол, вторая часть квалификации не в счет. Я достаточно давно в бизнесе, чтобы понимать это, но я также знаю, что если вы способны делать свое дело во второй части… вы не будете получать там подарков, так как каждый стремится попасть в десятку. Он показал очень неплохое время круга во второй части. Его лучшие сектора обеспечили бы ему в финапе шестое место, поэтому я полагаю, мы будем там, и скорее рано, чем поздно.
Думаю, Нико, сможет вам все это объяснить. Бесспорно, он очень быстрый, очень талантливый и собранный гонщик, но вряд ли Нико скажет, что сдерживать натиск Михаэля – легкая задача… Мне кажется, что мы все в Формуле 1, особенно здесь, в Хокенхайме, должны гордиться тем, что он вернулся. Он много сделал для Формулы 1, он любит ее, и надеюсь, что рано или поздно я буду сидеть здесь, на пресс-конференции, и объяснять, как ему удалось показать такой хороший результат. Такой момент настанет, надо лишь улучшить машину. Мы собрали команду, работаем все вместе. Дайте нам немного времени. Мы пока не достигли высот, но Росс Браун, Mercedes-Benz, Михаэль Шумахер, Нико Росберг работают вместе, и знают, как надо делать дело. Я не гадалка, но поверьте мне, мы собираемся двигаться вперед, шаг за шагом, и в этом процессе Михаэль Шумахер сыграет решающую роль.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Мониша, команда Sauber начала сезон не лучшим образом, но смогла улучшить свои результаты. Можете рассказать, как вы этого добились?
Мониша Кальтенборн: Я уже говорила, что основная заслуга в этом принадлежит техническому директору. Команда определилась и заняла свое место в паддоке довольно поздно. Все, чего нам не хватало – это определенности, а свои способности мы не раз демонстрировали и в прошлом. Затем мы пригласили Джеймса Ки, который смог справиться со своей задачей в таком окружении, при определенных ограничениях, которые у нас были. В то же время мы снова становились частной командой, и он оказался именно тем человеком, который принес новый импульс, новые идеи, свежее мышление. Это заняло какое-то время, но теперь все стабилизировалось, и, надеюсь, мы будем продолжать в том же духе.
Вопрос: (ведущий) Нико, могу я спросить вас, как самого опытного гонщика из присутствующих, об интересном выборе шин на этот уикенд, и о том, что когда выбирались составы резины, ожидалась совсем не такая температура, как сейчас. Как они себя ведут?
Нико Росберг: На данный момент мягкий состав не выглядит проблематичным, думаю, с ним все будет в порядке. Не так как в Монреале, где шины разрушались уже после десяти кругов. А вот заставить жесткий состав работать хорошо надо будет постараться, уж очень он жесткий. Так все выглядит на данный момент. Но опять же, трудно что-то утверждать, ведь мы проехали не так много кругов, и условия были не такие, какими они ожидаются в воскресенье.
Вопрос: (Вальтер Костер - Saarbrücker Zeitung) Господин Хауг, как вы считаете, какова реакция больших боссов в Штутгарте на результаты команды? Не чувствуете ли вы прессинга?
Норберт Хауг: Нет, я бы не употреблял слово «прессинг». Мы абсолютно спокойны и сконцентрированы. Кажется, я уже все рассказал. У нас новая команда, - да, эта команда выиграла чемпионат, но мы произвели кое-какие изменения. У нас теперь работает меньше людей чем раньше, будут определенные ограничения в ресурсах. Мы все к этому готовимся.
В прошлом году команда боролась за чемпионское звание, и начинать следующий чемпионат с новой машиной - самый лучший вариант. Думаю, мы понимаем, о чем речь. Мы полностью собраны. Я отвечаю за автоспорт, и если возникнет ощущение, что мы не справляемся со своей работой, мы будем что-то менять. Все в наших руках. Мы полностью доверяем Россу Брауну как руководителю команды.
Если оглянуться на несколько лет назад, можно заметить, что у нас были проблемы с двигателями. Мы с ними справились, и точно так же справимся и с командой. На данный момент не стоит говорить о прессинге. В команде – и это подтвердит вам любой – каждый каждый сам предъявляет к себе повышенные требования. Если хочешь победить, нужен правильный, целеустремленный подход, и я думаю, что у нас очень хорошая база для старта. Наши результаты пока не соответствуют наши стремлениям, но у нас есть все ингредиенты для достижения цели, и я думаю, что руководство нам доверяет. Беспокоиться не о чем.
Вопрос: (Марко Дельинноченти – La Gazetta dello Sport) Госпожа Кальтенборн, если я не ошибаюсь, это первый случай, когда в пресс-конференции принимала участие дама. Каковы ваши впечатления?
Мониша Кальтенборн: Я прекрасно себя чувствую. Надеюсь, мои коллеги тоже. Я лично очень горжусь этим, и думаю, что таким образом мы посылаем верный сигнал миру о Формуле 1.
Нико Хюлькенберг: Мне кажется, Боб Констандурос должен заказать цветы по этому поводу, и, наверное, нам всем стоит присоединиться.