На "Дакаре" после дня отдыха стартует шестой этап, а мы подводим итоги первой половины гонки. О мотоциклистах и квадроциклистах мы уже поговорили, настала пора оценить ситуацию в зачётах автомобилей, SxS и грузовиков.
В SxS, как и следовало ожидать, доминируют гонщики на багги Can-Am. Некоторой неожиданностью стало лидерство чилийца Родриго Хавьера Морено Пьяццоли, который опережает прошлогоднего победителя этой категории, бразильца Рейнальдо Варелу, на полторы минуты. Отрыв, кстати, мог быть и больше, если бы не отмена части пятого спецучастка.
На третьем месте напарник Варелы по Monster Energy Жерар Фаррес, он проигрывает лидеру чуть менее восьми минут. Россиянин Сергей Карякин четвёртый. Сергей выиграл четвёртый этап и лидировал в гонке, однако технические проблемы, возникшие на этом спецучастке, сказались на второй день марафонского этапа - из-за пробитого масляного картера Карякину приходилось регулярно останавливаться и доливать масло. Кроме того, сломался привод, порвался ремень - в общем, Сергей потерял целых полчаса, и теперь проигрывает лидеру 16 минут.
Отставание не фатальное, отыграть его вполне реально. Карякин очень хорош на подобной технике, и если технических проблем в дальнейшем удастся избежать, способен компенсировать своё отставание только за счёт скорости. Тем более, что помимо этой четвёрки, других претендентов на победу в гонке не осталось - уже занимающий пятое место Франциско Лопес Контардо проигрывает почти полтора часа.
Второй экипаж Snag Racing (кстати, встречавшиеся в прессе утверждения, якобы это первая российская команда за исключением "КАМАЗ-мастер", выставившая две машины на "Дакар", конечно, неверны - ведь в прошлом году Konturterm Racing Team заявила на старт два экипажа на Toyota, отца и сына Шихотаровых), под управлением Александра Дороссинского, не столь успешен - из-за многочисленных проблем он проигрывает почти девять часов.
Ставка Игнасио Касале на багги Yamaha, как и ожидалось, не оправдалась. После пяти дней гонки прошлогодний победитель зачёта квадроциклов занимает только 11-е место в генеральной классификации, проигрывает более двух часов.
В автомобильном зачёте предсказуемо лидирует Нассер Аль-Аттия, но преимущество Toyota очень зыбко, ведь поддержать катарца, по сути, некому. И Бернхард тен Бринке, и Жинель де Вильерс пережили массу неприятностей, и хотя оба продолжают гонку, проигрывают несколько часов. А вот Владимир Васильев, к сожалению, сошёл - на его Toyota заводской подготовки сломался задний дифференциал.
Представители клана MINI не столь быстры, как Аль-Аттия, но берут количеством. Ближайший преследователель Аль-Аттии, Стефан Петрансель, проигрывает почти 25 минут - довольно много для легенды "Дакара". Однако тылы Петранселя прикрывают Нани Рома и Якуб Пржигонски, уступающие лидеру чуть больше получаса.
Таким образом, единственный шанс Toyota на победу - чистые и беспроблемные пять дней для Аль-Аттии. Обеспечить это будет довольно трудно, но надо сказать, что и без того обычно очень быстрый катарец чувствует себя в перуанских песках как рыба в воде.
Безусловно, обращают на себя внимание сильные выступления Себастьена Лёба на Peugeot - теперь уже не заводской, а частной. Мы отмечали в превью гонки, что эта машина всё ещё способна побеждать, но выступать в составе частной команды, пусть и такой сильной, как PH-Sport - совсем не то же самое, что в заводской. Тем не менее, после пяти дней гонки Лёб занимает пятое место в общем зачёте. Аль-Аттие он проигрывает довольно много, 40 минут, но вот все гонщики MINI находятся вполне в пределах досягаемости.
Удивительно, но из трёх своих прошлогодних напарников по французской dream team Лёб опережает двух - Сириль Депре занимает шестое место, Карлос Сайнс, умудрившийся буквально на ровном месте оторвать колесо на своей MINI, только 18-й, в пяти часах.
Ещё удивительнее, что седьмое место занимает Гарри Хант на второй Peugeot - по сути, пилот-любитель. Правда, его фактическое отставание от Аль-Аттии уже составляет два часа. Он опережает Мартина Прокопа на Ford и два заводских MINI Бориса Гарафулика и Язида Аль-Раджи.
После схода Васильева в категории остался только один россиянин, Денис Кротов. Для дебютанта на частной MINI Денис выступает очень хорошо - в генеральной классификации он 13-й. Пробиться в десятку будет, конечно, довольно трудно, но главная задача для Денима и его штурмана Дмитрия Цыро - финишировать, по возможности избегая проблем.
Наконец, в грузовом зачёте уже полностью доминируют КАМАЗы. Лидирует действующий победитель гонки Эдуард Николаев, Дмитрий Сотников уступает ему 12 минут. Занимающий третье место Жерар де Рой на Iveco проигрывает уже почти два часа!
Однако нельзя сказать, что это преимущество - следствие технического превосходства "КАМАЗ-мастер". По чистой скорости сегодня с челнинскими грузовиками могут тягаться многие, но соперники российской команды будто бы сами искали себе неприятности. Отчасти виной тому - чрезвычайно высокая конкуренция в классе, заставляющая экипажи рисковать. Приходится искать грань между скоростью и надёжностью, и именно в этом отношении российская команда сейчас однозначно сильнее всех.
Говорить о конкуренции на второй половине дистанции не приходится - многие сильнейшие конкуренты КАМАЗов уже не участвуют в гонке. Завершил выступление Мартин Коломы на Tatra Buggyra, в последний, пятый день сошёл демонстрировавший великолепную скорость Мартин Масик на LIAZ. Нет больше в гонке и Мартина ван ден Бринка на капотном Renault.
Среди тех, кто остался, самые опасные соперники КАМАЗа - представители команды де Роя на Iveco. Но и сам де Рой, и ван Генугтен уступают два часа, за счёт скорости такое отставание не отыгрывается. Федерико Виллагра проигрывает ещё больше, четыре часа, и ведёт борьбу лишь за попадание в десятку.
Алёш Лопрайс на Tatra и МАЗы Алексея Вишневского и Александра Василевского едут относительно стабильно, но проигрывают всё больше и больше. Сейчас их отставание составляет уже три часа. Лидеру "МАЗ-СПОРТавто" Сергею Вязовичу его переворот на втором этапе стоил очень дорого - из-за этого, а также ряда других проблем, белорусский гонщик проигрывает более пяти часов и не входит даже в десятку лучших.
До сегодняшнего дня единственная потеря КАМАЗа носила, так скажем, административный характер - организаторы гонки дисквалифицировали занимавший третье место экипаж Андрея Каргинова за неоказание помощи пострадавшему зрителю. Говоря объективно, вину Андрея отрицать трудно, но нельзя не отметить и тот факт, что за последние годы не раз и не два подобные действия менее заметным экипажам и командам сходили с рук.
Однако несколько часов назад стало известно, что в "КАМАЗ-мастер" приняли решение снять с дистанции экипаж Айрата Мардеева. Во время дня отдыха на блоке цилиндров двигателя были обнаружены трещины. Теоретически движение можно было продолжать, но отказ мотора последи пустыни поставил бы под угрозы здоровье экипажа, и в команде предпочли не рисковать.
Тем более, что никаких шансов на высокий результат у Мардеева всё равно не было. Айрат - очень грамотный и аккуратный гонщик, и в очередной раз в этом можно было убедиться как раз в эпизоде с переворотом Вязовича, когда Мардеев верно определил впереди опасность и сбросил скорость, однако на его долю, похоже, выпали все несчастья, отведённые команде "КАМАЗ-мастер" на этом "Дакаре". Из-за бесконечных поломок без каких-либо пилотажных или навигационных ошибок экипаж Мардеева проигрывал напарникам уже более трёх часов.