На первом круге Гран При Бахрейна машина Романа Грожана пробила защитный барьер и загорелась. Первыми к месту аварии на медицинской машине подъехали её водитель Алан ван дер Мерве и медицинский делегат FIA Иан Робертс...
Вопрос: Сегодня вам пришлось иметь дело с очень опасной ситуацией, в которой вы сработали безупречно. Расскажите об этом...
Иан Робертс, главный врач Формулы 1: В начале первого круга мы, как обычно, следовали за пелотоном, когда увидели впереди огромный огненный шар. Подъехав к месту аварии, мы увидели разорванную пополам машину, притом её передняя часть пробила барьер и находилась за ним, а жар был невероятный. Мы остановились, я посмотрел вправо и увидел, как Роман Грожан пытается выбраться из кокпита. Нам нужно было как-то помочь ему – к счастью, в тот момент рядом оказался маршал с огнетушителем, ему удалось немного сбить пламя, Роман смог покинуть кокпит и перепрыгнуть к нам через барьер.
Вопрос: Вы находились совсем рядом с полыхающей машиной. Экипировка гонщиков гораздо более защищенная, чем ваша, вы сами очень рисковали…
Алан ван дер Мерве, водитель медицинской машины: Да, сегодня нам потребовалась смелость!
Вопрос: В каждой гонке по ходу первого круга вы какое-то время следуете за пелотоном на случай каких-либо инцидентов. В ситуации вроде сегодняшней вы инстинктивно понимаете, что нужно делать?
Алан ван дер Мерве: Конечно, многое решает постоянная подготовка, но когда случаются аварии вроде сегодняшней… На моей памяти не было столь сильного пожара. У каждой аварии есть свои особенности, с которыми не доводилось иметь дело раньше, мы всегда должны быть готовы действовать по обстоятельствам. Мы постоянно отрабатываем типовые ситуации, обсуждаем возможные сценарии, но сегодняшний инцидент было невозможно предвидеть заранее.
Только представьте: мы подъезжаем к месту аварии, задняя часть машины замерла где-то в стороне, а передней не видно, за барьером только огненный шар. Есть только пара секунд, чтобы сориентироваться, вы действуете практически машинально. Подготовка, конечно, позволяет до определенной степени отточить действия, но дальше только инстинкты и способность сориентироваться буквально в момент.
Вопрос: Что вы сказали Роману, когда он перепрыгнул к вам из горящей машины, и что он вам ответил?
Иан Робертс: Я сказал ему сесть на землю, поскольку его сильно трясло. Визор шлема сильно оплавился, мы должны были скорее снять шлем, чтобы проверить состояние Романа. Других внешних повреждений не было, но гонщик пожаловался на боль в ногах и руках. В тот момент уже было понятно, что серьезной опасности нет, мы усадили Романа в машину, нанесли гель на обожжённые участки кожи, а затем на карете скорой помощи отправили его в медицинский центр.
Вопрос: Какие травмы вы в первую очередь старались выявить? Если мы правильно поняли, у Романа подозревают перелом нескольких ребер.
Иан Робертс: Нас, в первую очередь, беспокоили возможные травмы головы и ожоги дыхательных путей. Но шлем не был пробит, осмотр Романа показал отсутствие повреждений, угрожающих жизни, после чего мы постарались защитить и немного обезболить ожоги рук и ног.
Вопрос: Вы давно работаете вместе. Со стороны было потрясающе наблюдать, насколько оперативно вы действовали!
Алан ван дер Мерве: Всё решает командная работа, я могу полностью положиться на Иана, а он – на меня. Сегодня каждый внёс свой вклад – и пожарные, и маршалы, и сам Роман. Он самостоятельно выбрался из объятого пламенем кокпита, потерял один ботинок, получил ожоги, но всё-таки сумел перепрыгнуть к нам через барьер. Не будь хотя бы одного из факторов, всё могло закончиться намного хуже. Сегодня мы убедились, что все наши усилия, которые мы прилагали при подготовке, были не напрасными.