Недавно британский эксперт Джеймс Аллен встретился с промоутером Формулы E Алехандро Агагом, и взял интервью, которое, по его словам, «будет интересно прочитать всем, кто интересуется новыми идеями»...
Вопрос: Почему вы считаете, что Формула E - это правильная формула?
Алехандро Агаг: Я - поклонник Формулы 1 и GP2, но мы считаем, что в мировом автоспорте есть место для гонок машин с электродвигателем. Когда FIA выступила с таким предложением, мы сразу подумали, что это фантастический проект. Это именно то, чего хотят спонсоры, в чём нуждаются производители. Люди не покупают электрические машины, и есть необходимость придать импульс "электрической революции", заставить людей поверить в неё.
Вопрос: В последние годы закрылись многие новые серии, какие выводы вы сделали из их неудач?
Алехандро Агаг: Мы понимаем эту проблему и пытались узнать подробности о тех сериях, которые закончили не очень хорошо. Одной из главных причин, почему их создание не увенчалось успехом, была попытка конкуренции с Формулой 1, а это действительно сложно.
Мы будем проводить гонки по улицам городов на полностью электрических машинах - эта уникальная ниша может стать основой будущих успехов. Мы извлекли урок из опыта A1GP - у них были неплохие идеи, они смогли быстро собрать глобальный чемпионат, но потом кончились деньги - бизнес-модель не сработала.
У нас эффективная бизнес-модель, есть концепция контроля над расходами, и мы будем использовать её с самого начала. Кроме того, мы имеем статус чемпионата FIA, что крайне важно, ведь речь идёт о новых технологиях.
Вопрос: Вы хотите отказаться от телевидения и транслировать гонки в интернете?
Алехандро Агаг: Да, абсолютно. У нас свои представления о методах продвижения чемпионата, в основном связанные с цифровым и потоковым видео. Сейчас технологии позволяют людям смотреть гонки через интернет, что позволяет проявлять большую гибкость в вопросе их проведения. Для нас крайне важно иметь глобальный охват - мы хотим гоняться по всему миру. Мы распределяем города, в которых проводим этапы, по географическому принципу. И нам это удается.
Уже сейчас 15 городов по всему миру хотят принять этап. Мы не сможем провести гонки в каждом из них в 2014-м, но планируем выступить в десяти. Когда мы объявили о гонке в Риме, четыре города сами предложили свои кандидатуры. Иногда инициатива исходит от мэра, который связывается с нами, иногда от кого-то ещё, но во всех случаях мэр подписывает официальное письмо и рассматривает такую гонку, как политический актив.
По всему миру приоритетом считается снижение уровня загрязнения окружающей среды, а использование электрических транспортных средств - ключевой элемент этой стратегии. Руководители городов готовы использовать нашу серию, как элемент своей политики по продвижению экологически чистого транспорта.
Вопрос: В чём преимущества проведения гонок в городах, а не на стационарных автодромах?
Алехандро Агаг: Это говорит людям о том, что электрические автомобили могут стать жизнеспособным решением в их жизни, поэтому они должны видеть электромобили там, где они полезны - в городе. У меня и у президента FIA Жана Тодта одинаковое мнение по этому вопросу. Мы всегда рассматривали Формулу E как серию, не предназначенную для трасс.
Вопрос: Как будут звучать эти автомобили?
Алехандро Агаг: Очень здорово, особенно на большой скорости. Звук мотора, который сейчас создают в McLaren, весьма футуристичен, он напоминает звук реактивного двигателя. И я не могу дождаться момента, когда мы услышим новый двигатель - он появится в июне.
У нас будут и другие шумы, которые вы не услышите в других сериях, такие как шум шин. В этом чемпионате будет много дрифта, ведь на городских трассах очень скользко. Мы пойдем по пути увеличения ресурса и стабильности резины, а не скорости и пит-стопов. Один комплект позволит проехать больше одной гонки. Вы услышите и аэродинамические шумы, которые незаметны в гонках обычных формул.
Вопрос: Какова ваша целевая аудитория?
Алехандро Агаг: Мы рассчитываем на новых зрителей. Не на опытных поклонников Формулы 1, а на молодых людей, которые интересуются технологиями, сохранением окружающей среды. Мы хотим, чтобы люди, которым сегодня 14-16 лет, так вдохновились нашими гонками, чтобы первый автомобиль, который они купят, был электрическим.
Формат пока обсуждается, но гонщики будут менять машины по ходу дистанции. Вы не можете просить 25000 человек приехать в какой-то город, чтобы посмотреть лишь 20-минутную гонку. Это неразумно. Нам нужно шоу, которое будет продолжаться хотя бы час, поэтому гонщики будут иметь автомобиль А и автомобиль B.
Примерно через полчаса после старта пилот оставит автомобиль А, пробежит какое-то расстояние до второго автомобиля и поедет на нём. А потом снова вернётся в первый автомобиль, который тем временем был на быстрой перезарядке и восстановил до 50% первоначального заряда. Таким образом, 25 минут, плюс 25 минут, плюс 10 минут - получится один час гонки.
Да, тем самым мы продемонстрируем очевидные ограничения электрических автомобилей, но с годами рассчитываем на эволюцию и машин, и аккумуляторов. Телевизионщикам нравится такая концепция - это новая часть шоу. Мы планируем опробовать множество новых идей в этом чемпионате.
Вопрос: Какое влияние это окажет на другие гоночные серии?
Алехандро Агаг: Думаю, мы хорошо сочетаемся с другими сериями. Мы хотим внести свой вклад в технологии. Мы станем еще одним элементом автоспорта и соревнований. В нашем случае мы будем привлекать людей, которые не обязательно являются поклонниками автоспорта, но которым понравятся какие-то другие элементы нашей серии. Гоночные автомобили на фоне Колизея в Риме – редкое зрелище. Как показали Олимпийские игры в Лондоне, лучший фон – центр города, и для спонсоров это открывает новые возможности.
Вопрос: Кто сядет за руль ваших машин?
Алехандро Агаг: Мы стремимся стать серией для топ-пилотов, они будут приходить из GP2, IndyCar, Формулы 1. Молодые гонщики с опытом, которые находятся в середине своей карьеры. У нас большой опыт работы с гонщиками в GP2 (за команду Barwa выступали Петров, Пик, ван дер Гарде, ди Грасси и т.д.).
Есть разные возможности. Гонщик, который уходит из Формулы 1 (как Ковалайнен, Кобаяши или Альгерсуари), не может вернуться в GP2, но может прийти в Формулу E. Это же самое касается IndyCar. Мы считаем, что пилоты будут рассматривать нас, как хорошее продолжение своей карьеры в определённый момент.