Проблемы McLaren уже мало кого удивляют, и в Сильверстоуне неприятности команды продолжились: ни один из её гонщиков не прошёл во вторую квалификационную сессию. Гоночному директору Эрику Булье и руководителю Honda Motorsport Ясухиса Араи пришлось отвечать на весьма неприятные вопросы журналистов.
Вопрос: Что там за проблема с одной из шин на машине Фернандо Алонсо, и какие могут быть последствия?
Эрик Булье: Произошло вот что: мы проводили двойной пит-стоп, обслуживая подряд две машины, и возникла некоторая путаница. Фернандо ехал за Дженсоном, но тому пришлось остановиться для проверки FIA, и в этой ситуации одно из колёс, приготовленных для Баттона, было поставлено на машину Алонсо. Теперь FIA проводит своё расследование (в итоге стюарды ограничились предупреждением).
Вопрос: Что думает господин Араи, при таких результатах долго ли ещё он будет возглавлять программу Honda по разработке двигателей для Формулы 1?
Ясухиса Араи: Что я могу сказать… Мне бы хотелось лично возглавлять нашу программу, и могу заверить, что для Honda это долгосрочный проект. Конечно, мы должны стараться постепенно повышать результаты, но для этого требуется много времени…
Вопрос: Но вы полагаете, что подходите на должность руководителя этой программы?
Ясухиса Араи: Да.
Вопрос: Какой ущерб столь неудачные выступления наносят имиджу команды – как со спортивной, так и с коммерческой точки зрения? Как долго может продолжаться период, когда у вас нет реальной возможности бороться за очки, подиумы и победы?
Эрик Булье: Что касается ущерба, тут всё понятно. Бренд создаётся за счёт успехов, умения добиваться успехов постоянно. В прошлом победы и титулы позволили McLaren заработать отличную репутацию. В коммерческом плане ситуация болезненная, поскольку многие люди и компании заинтересованы в сотрудничестве с нами, но некоторые задают вопросы, в чём причина отсутствия результатов?
И я не думаю, что мы можем ждать очень долго.
Вопрос: Араи-сан, почему на трассе вновь происходят проблемы, хотя во время тестов в Австрии их не было?
Ясухиса Араи: Сегодня с двигателями проблем не было. Может быть, и в завтрашней гонке нам удастся их избежать. Но вообще-то я не могу ответить на ваш вопрос…
Вопрос: Cудя по тому, что мы сегодня слышим, подходы McLaren и японской стороны различаются: в Honda говорят, что у них долгосрочный проект, рассчитанный на три, четыре, пять лет, но вы не можете ждать так долго. Вам нужны результаты – если не в этом месяце, то в следующем, если не в этом сезоне, то в 2016 году. Как всё это сочетается?
Эрик Булье: Хороший вопрос. Я каждый день повторяю Араи-сан, что нам нужно добиться успеха как можно быстрее. Я это говорю два раза в день, точнее, трижды за ночь – из-за разницы во времени (смеётся). Но, разумеется, я не собираюсь рассказывать вам, что именно мы говорим друг другу за закрытыми дверями.
Ситуация действительно болезненная, мы этого не скрываем, и нам приходится вместе держать ответ перед всем миром. Вы задаёте правильные вопросы, но все они звучали уже сто раз до этого: мы испытываем прессинг, и сейчас, наверное, давление на McLaren сильнее, чем на Honda.
Но результаты больше чем на 50% зависят от силовой установки, все это знают. Да, времени у нас действительно мало, но основной бизнес Honda – продавать машины, а мы выступаем в Формуле 1, чтобы выигрывать гонки. Поэтому необходимо добиться, чтобы обе стороны развивали наш проект синхронно, и это мы уже неоднократно обсуждали.
Вопрос: Вы говорите о негативном влиянии отсутствия результатов на коммерческие аспекты. Вы уже готовитесь к сокращению персонала или урезанию бюджета, чтобы как-то компенсировать падение доходов?
Эрик Булье: Вообще-то нет, потому что мы верим, что добьёмся успеха до того, как нам придётся это делать, даже до того, как придётся об этом задуматься.
Вопрос: Араи-сан, вы не собираетесь нанимать опытных специалистов, которые работают в Mercedes или Ferrari, чтобы они помогли вам быстрее прогрессировать?
Ясухиса Араи: Нет, не думаю.
Вопрос: Почему?
Ясухиса Араи: У нас достаточно своих ресурсов.
Вопрос: Эрик, вернёмся к вопросу, который сегодня задавали коллеги. По нашим подсчётам, отсутствие результатов оборачивается для McLaren финансовыми потерями на уровне $15 млн. Если говорить о спонсорах, то у вашей команды уже два года нет новых партнёров. Возможно, речь идёт об общих потерях на уровне 100 – 150 млн. Как долго экономика McLaren сможет это выдержать?
Эрик Булье: Пока у нас неплохой прогноз на ближайшие годы, так что всё будет нормально. Но в плане доходов ситуация действительно ожидается не лучшая, поэтому придётся искать способы компенсировать этот дефицит.
Вопрос: Если измерять в процентах, то в Сильверстоуне вы оказались дальше от поула, чем были в Канаде. При этом понятно, что проблема скорее в двигателе, а не в шасси. Тем не менее, как вы это объясняете?
Эрик Булье: В Сильверстоуне иная конфигурация MP4-30, здесь мы используем другую версию аэродинамического обвеса, поэтому характеристики машины меняются. Здесь у неё намного выше прижимная сила, намного выше лобовое сопротивление, чем в Канаде. Вероятно, всё объясняется именно этим. На машине сейчас совсем другие аэродинамические компоненты – другой нос, другие крылья. Увеличивая прижим, вы неизбежно получаете некоторое повышение лобового сопротивления. Разумеется, чтобы это компенсировать, нам нужен более мощный двигатель…