Бывший гонщик Формулы 1, эксперт британского телеканала Channel 4 Дэвид Култхард о борьбе за титул в этом сезоне, проблемах McLaren и Williams, и о работе Liberty Media...
Вопрос: В этом году все с интересом следят за борьбой за титул, расстановка сил между Ferrari и Mercedes постоянно меняется. Как будут развиваться события?
Дэвид Култхард: По-моему, это здорово! Гонки не всегда получались интересными, но по сравнению с сезонами прошлых лет порой было не оторваться.
В Ferrari действительно добились прогресса – это то, что мне нравится в Формуле 1. Mercedes доминировала все эти годы, но всегда бывает так, что соперники сокращают отставание: кто-то добивается большего, кто-то теряет креативность, кто-то утрачивает страсть. Это похоже на отношения между людьми – всем хочется в размеренной супружеской жизни сохранить ту страсть, что была в начале отношений, но не всем это удается. Всё меняется, всё развивается.
В Ferrari добились прогресса и теперь прессингуют Mercedes, поэтому сложно сказать, кто выиграет титул в этом году – всё зависит не только от конкретной машины, двигателя, работы гонщика – есть и фактор Pirelli. Какая машина на этой резине, на этой трассе, в этот день внезапно начнет работать? Ответы на все эти вопросы не знают даже команды, поэтому гонки получаются интереснее.
Вопрос: Что вы думаете о возможном изменении системы начисления очков? Присуждение очков всем финишировавшим гонщикам снижает их ценность?
Дэвид Култхард: Я гонялся, когда очки присуждали только шестёрке лучших, а также в те времена, когда очки начисляли по схеме 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2, 1. От них зависит позиция в Кубке конструкторов, а значит и размер призовых. Такая система не очень хороша в плане маркетинга и спонсоров – если у вас небольшая команда и нет очков, сложнее привлечь спонсоров. Но новая система не повлияет на расстановку сил, поэтому так ли это важно?
Если очки начнут присуждать всем, это не значит, что призовые разделят на все команды – придется искать деньги в других местах. Почему топ-команды, у которых свой бизнес, станут думать о том, чтобы после победы поделиться своими деньгами с тем, кто финишировал 20-м?
В Формуле 1 всё так, как в обычной жизни. Жизнь несправедлива, хотя мы все стремимся к обратному. Формула 1 тоже несправедлива. Это меритократия, основанная не только на том, у кого есть деньги, а на том, как их вложить. Если бы успех зависел только от денег, то все титулы выиграла бы Ferrari, ведь это самая богатая команда. Но это не так, поскольку в Маранелло не всегда эффективно вкладывали эти деньги в нужных людей. Здесь всё решает умение мыслить, а не табличка на двери; сюда приходит молодежь со свежими взглядами, подвергающая сомнению то, к чему привыкло более старшее поколение.
Способность команд адаптироваться всегда играла ключевую роль. Я уважаю все команды, они прикладывают огромные усилия для подготовки машин.
Вопрос: Недавний Гран При Великобритании оказался популярным у зрителей. Насколько важно стремление Liberty Media сохранить эту гонку в календаре и оставить её в Сильверстоуне?
Дэвид Култхард: Среди британских трасс, которые продолжают использоваться, Сильверстоун – единственный автодром, способный принимать Формулу 1. Это очень важный этап, и в прошлый уик-энд погода сыграла свою роль и все отлично провели время.
Решение найдут, всё будет в порядке. В BRDC не могут и дальше выполнять условия текущего контракта, поскольку теряют деньги – так нельзя вести бизнес. В Liberty Media должны понять, как добиться окупаемости. Можно как-то иначе делить прибыль. Есть несколько способов решить проблему.
Вопрос: В следующем году Red Bull Racing перейдёт на моторы Honda. Вы считаете этот шаг правильным?
Дэвид Култхард: Учитывая их ситуацию с Renault и неопределенность событий после 2021 года, я не вижу минусов. У Renault богатая история в Формуле 1, но они создают собственную команду, чтобы бороться за титул. Никто не знает, что нас ждет в будущем, но если вы хотите добиться другого результата, надо что-нибудь изменить.
В Red Bull Racing приняли такое решение, у них есть все необходимые данные от Toro Rosso, переход поддержал и Дитрих Матешиц. Я надеюсь, что теперь они добьются успеха. Сотрудничество Red Bull Racing и Honda многим пойдёт на пользу, но не стоит недооценивать способность Матешица просто отказаться от всего этого, если гонки перестанут доставлять ему удовольствие.
Вопрос: Вы считаете, что им надо было пойти на этот риск, чтобы снова выигрывать титулы?
Дэвид Култхард: Благодаря Toro Rosso, в Red Bull Racing получают всю необходимую информацию, имеют все данные о мощности двигателей Honda и Renault, поэтому риск не так велик.
Никто не знает, как будут развиваться Renault или Honda, но можно посмотреть их планы, их бюджеты и потраченные деньги, и предположить, каких результатов можно добиться, если они будут продолжать в том же духе.
Вопрос: В McLaren и Williams переживают сложные времена. Что вы думаете о ситуации в этих командах?
Дэвид Култхард: Печально видеть такие проблемы у двух великих британских команд, сыгравших важную роль в моей карьере. По-моему, McLaren ждет более успешное будущее, поскольку я верю в способности более крупных компаний и их спонсоров – возможно, они ограничены в деньгах, но важно использовать эти финансы для создания необходимой структуры, чтобы их люди стали добиваться результатов. Очевидно, что последнее время они не добивались результатов, на которые способны.
Williams – менее крупная компания. Учитывая их бизнес-модель, они вынуждены быть агрессивными и рисковать. Это истории людей, которые перезакладывали свой дом, чтобы поехать на трассу, но я не знаю, осталось ли у этих людей такое же мужество. Времена изменились, но автоспорт по-прежнему держится на энергии, страсти и целеустремленности, а не только на инженерных способностях и стратегиях.
Вопрос: В McLaren справятся с неудачами, это больше вопрос времени, чем денег?
Дэвид Култхард: McLaren вернется в борьбу. Можно посочувствовать Эрику Булье, ведь это не он проектировал машину, строил её и пилотировал, но в отставку ушёл именно он, ведь кто-то должен был стать козлом отпущения. Итак, им надо сосредоточиться на проектировании, добиться правильной корреляции данных, создать конкурентоспособную машину и дорабатывать её. Когда всё сделаешь правильно, необязательно иметь лучших гонщиков, чтобы выигрывать. Как правило, если у вас лучшая машина, то лучшие гонщики сами захотят её пилотировать. McLaren потребуются деньги и подходящая структура – если они всё это получат, то добьются успеха.
Вопрос: Алонсо останется в Уокинге?
Дэвид Култхард: Надеюсь на это, но на данном этапе его карьеры шансы – 50 на 50, учитывая то, чего он хотел бы достичь. Получит ли он от McLaren машину, позволяющую бороться за победы в следующем году? Это возможно, но маловероятно.