Став лучшей из новых команд по итогам дебютного сезона, Lotus Racing сменила название на Team Lotus и закрепила успех в 2011-м, хотя добиться большего пока не удалось. Руководитель технического департамента Майк Гаскойн подвел итоги сезона и рассказал о планах на будущее...
Вопрос: Вспомним начало работы над T128...
Майк Гаскойн: Из-за проблем с коробкой передач Xtrac на прошлогодней машине, мы решили сменить поставщика, в результате возникла проблема и с поставщиком двигателей, поэтому мы решили подписать долгосрочные контракты на поставку моторов и коробок передач с Renault и Red Bull Racing. В итоге пришлось строить совершенно иную машину, рассчитанную на другой двигатель и другую коробку. Над ней работала новая команда инженеров. Фактически мы всё начали с нуля.
В отличие от прошлого года, когда всё делалось в невероятной спешке, чтобы машины просто смогли выйти на старт, на этот раз мы всё распланировали заранее. Ситуация изменилась к лучшему, но всё равно появились определённые проблемы. Не сомневаюсь, в следующем году мы, наконец, сможем вести борьбу в середине пелотона.
Вопрос: Решение о переходе на двигатели Renault и коробки Red Bull Racing было принято довольно поздно, это сказалось на работе с Т128?
Майк Гаскойн: Мы стали единственной командой, которая сменила поставщиков двигателя и коробок передач, само по себе это уже стало сложной задачей. Кроме того, наша команда не проработала и года, мы продолжали набирать инженеров. Многие из тех, кто работал в других командах, оказались в вынужденном отпуске после ухода, и хотя специалисты, которых мы хотели пригласить, приняли предложение, они были в отпуске, когда началась работа по созданию новой машины.
Вопрос: Т128 серьёзно отличается от прошлогодней машины, не так ли?
Майк Гаскойн: Прошлогодняя машина выполнила свою задачу. Мне она по-своему нравилась, но её задача была только в том, чтобы мы смогли дебютировать и завоевать десятое место в Кубке конструкторов. Это тупиковое решение. В отличие от неё, Т128 стала более современной, у неё отличный двигатель, очень хорошая коробка передач. Мы решили не использовать KERS, поскольку считали, что наша небольшая команда инженеров не справится с этой задачей. Полагаю, это было правильное решение.
В конструкции Т128 используются более передовые конструкторские решения, мы сделали большой шаг вперед, но впереди ещё долгий путь. Думаю, что это видно по результатам. В 2011-м мы серьёзно опередили других прошлогодних дебютантов, выигрываем у них в квалификации 2-2,5 секунды, а в гонке обгоняем на круг. Однако мы хотели бороться с соперниками из середины пелотона – с Williams, Sauber, Force India, Toro Rosso.
Т128 отражает прогресс команды. В отличие от HRT и Marussia Virgin, мы не используем внешних подрядчиков, у нас собственная команда конструкторов, многие детали мы производим самостоятельно. И всё же, нам ещё многому предстоит научиться.
Вопрос: На тестах машина выглядела неплохо…
Майк Гаскойн: Да, тесты прошли хорошо, хотя возникли некоторые проблемы с гидравликой и креплением двигателя. После предсезонных тестов стала понятна ещё одна особенность - эффективность машины снижалась с повышением жесткости составов резины. На более мягкой резине Т128 оказалась весьма конкурентоспособна, но на более жесткой скорость ощутимо падала. Это продолжалось по ходу всего сезона.
У нас возникли проблемы со скоростью на быстром круге в квалификации, но на дистанции гонки машина очень экономно расходовала резину, поэтому мы смогли бороться с соперниками в тех гонках, где износ шин оказывался высоким.
Мы напряженно работали над поиском решения. Чтобы прибавить в скорости на быстром круге, нужно увеличить аэродинамическую прижимную силу, тогда резина начинает работать более эффективно, но при этом быстро разрушается. Сложно найти баланс.
Вопрос: В середине сезона вы поставили "выдувной" диффузор…
Майк Гаскойн: Возможно, единственной важной деталью, которую мы сделали за этот сезон, стал "выдувной" диффузор. Мы работали над ним всю зиму, но после предсезонных тестов стало понятно, что более опытные соперники эффективнее используют концепцию нижнего выхлопа, и мы по-прежнему им уступаем. Команда подготовила обновленную версию диффузора, кажется, к Турции, но возникли проблемы - мы не могли добиться от машины тех результатов, которые получали в аэродинамической трубе.
Соперники, давно использовавшие эту технологию, добились от неё большего - в этом и заключается настоящая причина нашего отставания. Тем не менее, прогресс очевиден, а в Сингапуре удалось решить и некоторые проблемы с диффузором.
Вопрос: Одной из главных проблем в этом году стали неполадки с гидроусилителем руля на машине Ярно. В чем причина? Почему решение было найдено только в Венгрии?
Майк Гаскойн: В прошлом году мы прислушались к пожеланиям гонщиков, которые хотели получить более эффективный гидроусилитель. Мы разработали такую систему, Хейкки сказал, что она ему помогает, хотя машину он чувствует хуже, а для Ярно это стало серьёзной проблемой.
Нам пришлось разработать совершенно новый гидроусилитель, что потребовало трёх месяцев. В Венгрии мы вновь опросили гонщиков, Хейкки попробовал его и сказал: «Хорошо, я чувствую перемены», но он пилотировал как прежде, а у Ярно ситуация изменилась к лучшему.
Чувство машины – одна из самых сильных сторон Трулли, он может максимально использовать её потенциал и показывать фантастическое время на круге. Оборотной стороной этого достоинства стали серьезные проблемы, если ему не удаётся почувствовать машину.
Как только мы поставили новый гидроусилитель, он сразу прибавил в скорости, но проблема в том, что на трассах, где есть скоростные повороты, новый гидроусилитель работает менее эффективно. Например, в Спа ему пришлось вернуться к предыдущей версии. Но этот опыт многому нас научил.
Вопрос: В Венгрии вы внесли несколько изменений в "выдувной" диффузор, и машина прибавила…
Майк Гаскойн: Я не думаю, что это связано исключительно с изменениями в машине, просто после летнего перерыва мы стали конкурентоспособнее. До этого у нас возникали проблемы с надежностью, в Сильверстоуне обе машины сошли с дистанции, но мы проанализировали ситуацию и приложили максимум усилий, чтобы добиться прогресса.
После летнего перерыва результаты заметно улучшились. Кажется, после каждой гонки мы говорили, что провели лучший Гран При в сезоне. Это стало клише, но так и есть. После перерыва мы постоянно прогрессировали, а Гран При Сингапура, где мы впервые использовали новое днище, закрепил наши успехи.
С тех пор у нас практически не возникало технических проблем, с каждой гонкой команда прибавляла - я говорю не только о скорости, мы добились прогресса во всём, от надежности до эффективности работы на пит-лейн. Сейчас наши пит-стопы - одни из лучших.
Вопрос: Что вы думаете о Т128 накануне предпоследней гонки?
Майк Гаскойн: Знаете, после гонки в Индии мы пришли к выводу, что если бы использовали KERS, то могли бы побороться за очки. Мы впервые об этом задумались, хотя прежде потеря трёх-четырёх десятых из-за отсутствия KERS не была критичной.
Машина превзошла наши ожидания – именно такая техника нам требовалась в этом сезоне. Мы заложили базис для дальнейшей работы, и в следующем сезоне должны сделать ещё один шаг вперед.
Вопрос: В следующем году регламент немного изменится. Эдриан Ньюи недавно сказал, что многие недооценивают влияние запрета на "выдувной" диффузор и изменение расположения выхлопных труб на расстановку сил. Вы с ним согласны?
Майк Гаскойн: Конечно. У нас есть информация о том преимуществе, которое позволяет получить нижний выхлоп. Кроме того, мы знаем, что данные с тестов в аэродинамической трубе вдвое превышают результаты на трассе. Если бы нам удалось достичь результатов, на которые мы рассчитывали, мы могли бы бороться в середине пелотона. Я в этом не сомневаюсь.
Если все команды лишатся этого преимущества, это серьезно повлияет на расстановку сил. Это может сыграть нам на руку. Отсутствие "выдувного" диффузора в следующем году позволит нам сконцентрироваться на тех областях, в которых мы сильны.
Вопрос: Станет ли Т128 базовой машиной, на основе которой вы будете разрабатывать остальные?
Майк Гаскойн: В команду пришел Марк Смит, у нас множество новых идей, но речь идёт об эволюции. Новая машина будет отличаться от Т128 из-за перемен в регламенте, но внутри она будет на неё похожа.
Сегодняшнее шасси может стать основой для будущих машин, но мы должны прогрессировать быстрее остальных, чтобы добиться успеха. Честно говоря, Т128 во многом была "сырой", в следующем году мы воспользуемся преимуществом стабильности инженерного отдела, использования тех же моторов и коробок передач. Новая машина должна позволить команде сделать большой шаг вперёд.