Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен попросил бывшего главного инженера Williams Марка Гиллана поделиться прогнозом на предстоящий сезон...
Вопрос: Марк, если проанализировать результаты тестов, у каких команд лучшие шансы добиться успеха?
Марк Гиллан: Ответить на этот вопрос невероятно сложно. Условия на зимних тестах не соответствовали тем, что мы увидим в гонках – мы уже сталкивались с подобной проблемой в прошлом году. Ключевую роль сыграет умение работать с резиной, поэтому важно понять, как та или иная команда адаптируется к этой ситуации и удастся ли ей контролировать температуру шин.
Полагаю, следует обратить внимание на традиционных фаворитов: Lotus, Ferrari, McLaren и Red Bull Racing. Кроме того, мне показалось, что в Mercedes добились значительного прогресса. Эта команда неплохо выглядела в начале прошлого сезона, но затем немного сбавила обороты. Судя по результатам тестов, они должны быть конкурентоспособны.
Вопрос: В прошлом году в Red Bull Racing скрывали скорость на зимних тестах. Такое ощущение, что этой зимой ситуация повторилась. Считаете ли вы, что эта команда останется ориентиром для остальных, или всё несколько сложнее?
Марк Гиллан: Сложно судить о скорости RB9 – на тестах они проехали лишь несколько коротких серий, продолжая работать над машиной. Только в Red Bull Racing могут сказать, какое место занимают в иерархии команд, но даже им сложно определить истинное положение по отношению к соперникам. С этой проблемой сталкиваются все команды. Любопытно, как будет развиваться ситуация.
Сейчас главное – добиться максимально эффективной работы резины, найти оптимальный подход к выхлопной системе с эффектом Коанда, позволяющей повысить стабильность машины в медленных поворотах. Не менее важна и эффективная аэродинамика на низких скоростях, но первое место в списке факторов, влияющих на результаты, занимает работа с резиной.
Вопрос: В прошлом году Ferrari и Lotus пытались навязать борьбу Red Bull Racing. Кими Райкконен, с которым вы работали прежде, выиграл Гран При Абу-Даби. Ferrari много уступала в скорости в начале сезона, но, в конце концов, Фернандо Алонсо не хватило всего трех очков, чтобы выиграть титул. Согласны ли вы с тем, что обе команды добились прогресса и в этом году смогут бороться за титул?
Марк Гиллан: Ferrari неплохо выглядела на финальных тестах в Барселоне – посмотрите на скорость Алонсо на длинных сериях кругов. Утром он был быстр на новой резине с небольшим количеством топлива, а на длинных сериях кругов ехал в стабильно высоком темпе при относительно небольшом износе шин.
Ferrari решила проблемы, с которыми столкнулась в начале прошлого года. Я впечатлен их изменениями в инженерных аспектах и в департаменте аэродинамики. Если в прошлом году действительно возникла проблема с калибровкой аэродинамической трубы, как они говорили, то, вероятно, она решена – все их разработки хорошо функционируют, а машина выглядит быстрой.
В Lotus тоже добились прогресса. Там работает весьма изобретательная группа инженеров – они и прежде отлично справлялись со своими задачами. У них нет ресурсов Ferrari и McLaren, но они отлично выходят из положения и выглядят при этом довольно конкурентоспособными. Кроме того, Кими – настоящая звезда.
Вопрос: Что сыграет решающую роль в этом сезоне?
Марк Гиллан: Ключом к успеху остается умение работать с резиной, а также с незаметными широкой публике инструментами, позволяющими понять поведение шин. В каждой шине есть сенсоры, контролирующие температуру резины внутри и снаружи, а также датчик, измеряющий давление. Собранную ими информацию используют специалисты по аэродинамике для определения того, как работает резина. Это важный фактор, влияющий на пилотирование. Как только вам удается решить связанные с резиной проблемы, вы можете отыграть несколько секунд. Контролировать температуру шин крайне важно, ведь иногда её надо прогреть, а иногда – остудить.
Вопрос: В этом году крайне важно верно распределить ресурсы: разумеется, вы напряженно работаете над машиной этого сезона, но в 2014-м регламент на двигатель и требования к шасси кардинально изменятся. Как скоро команды переключатся на разработку машины для 2014 года?
Марк Гиллан: Регламент на 2014-й сильно отличается от того, что действует сейчас. Очень мало нынешних наработок будут использоваться в 2014-м, но слишком рано переключаться на подготовку к следующему сезону нельзя. В прошлом году борьба была настолько напряженной, что если бы вы остановили доработку машины, то быстро оказались бы за пределами призовой десятки. Все будут испытывать огромный прессинг, но он, вероятно, сыграет на руку командам с большим количеством ресурсов, поскольку они смогут долго работать над нынешними машинами и параллельно готовиться к следующему сезону.