34 года назад Джин Хаас основал компанию Haas Automation, ставшую крупнейшим производителем станков в Северной Америке. 15 лет назад он создал команду, выступающую в серии NASCAR, на счету которой две победы в этом чемпионате и 36 выигранных гонок. Год назад в Формуле 1 дебютировала Haas F1, первая американская команда, пришедшая в чемпионат мира после 30-летнего перерыва. Теперь она готовится к своему второму сезону, рассчитывая в 2017-м занять более высокие позиции, чем в прошлом году, когда Haas F1 уверенно завершила сезон на 8-м месте Кубка конструкторов.
В интервью пресс-службе команды Джин Хаас рассказал о своих ожиданиях от предстоящего сезона.
Вопрос: Как вы оцениваете итоги дебютного сезона Haas F1 в чемпионате мира?
Джин Хаас: По-моему, это был очень успешный дебют. Мы достигли всех своих главных целей, хотя на самом деле даже превзошли собственные ожидания, которые были у нас в начале сезона.
Вопрос: Был ли дебютный сезон в Формуле 1 чем-то похож на дебют вашей команды в NASCAR, или это совершенно иной опыт, и сравнения тут неуместны?
Джин Хаас: Знаете, первый сезон в NASCAR оказался очень трудным. Мы всегда ехали где-то в хвосте, и так было потом шесть лет подряд. Нам не слишком везло. Мы начали выступать в этой серии в 2002-м, конкуренция там была очень высокой, и нам пришлось непросто.
Вопрос: Были какие-то уроки, которые вы извлекли за годы выступлений вашей команды в NASCAR и которые пригодились Haas F1 в прошлом году?
Джин Хаас: Да, в Формуле 1 мы постарались избежать тех ошибок, которые были допущены нами в NASCAR, и самое главное, сразу понимали, что будет работать, а что – нет. В NASCAR это знание нам дорого далось, поэтому, когда мы пришли в Ф1, основное внимание уделялось не тому, как надо действовать, а тому, с кем надо сотрудничать.
Вопрос: Были ли по ходу дебютного сезона какие-то сюрпризы?
Джин Хаас: Я был немного удивлён тем, что мы сразу начали зарабатывать очки. В Мельбурне мы финишировали шестыми – для Формулы 1 практически неслыханное дело, чтобы новички добились такого успеха в первой же гонке.
Вопрос: Были ли моменты, когда вы задавались вопросом: «Зачем я во всё это ввязался?»
Джин Хаас: Безусловно, были, потому что когда мы только начинали работать в Формуле 1, идея была в том, чтобы всё делать самим. Мы собирались стать обычным конструктором, и тогда надо было бы самостоятельно производить шасси, подвеску, все компоненты аэродинамического обвеса. Это очень серьёзный проект, поэтому мы решили не торопиться и задались вопросом: «С кем мы бы могли сотрудничать?»
Перед нами стояла слишком сложная задача, чтобы справиться с ней за те 8-9 месяцев, что были в нашем распоряжении. Поэтому мы полностью пересмотрели стратегию и именно тогда начали сотрудничать с Ferrari.
Вопрос: Какое отношение к вашей команде было до её дебюта в чемпионате, и как к ней относятся сейчас?
Джин Хаас: Сначала было немало скепсиса. Многие наверняка считали, что весь сезон мы будем в роли аутсайдеров. Но, полагаю, к концу сезона мы заставили критиков замолчать, и теперь большинство считает нас серьёзным соперником.
Вопрос: Готовиться к первому сезону было непросто, но теперь в Формуле 1 вступил в силу новый регламент, и нужно было строить новую машину – как вы считаете, в 2017-м вам будет так же сложно, как и в год дебюта?
Джин Хаас: Думаю, тут есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, нам уже не нужно добиваться слаженной работы механиков, организовывать работу нашего транспортного отдела, занимающегося перевозкой машин и оборудования с гонки на гонку, решать другие вопросы, связанные с инфраструктурой. Все они уже решены.
С другой стороны, в нашем распоряжении было мало времени, ведь к переменам в регламенте необходимо готовиться. Впрочем, у нас хорошие партнёрские отношения со многими поставщиками, так что всё должно пройти проще. В общем, трудностей будет не меньше, чем в прошлом году, но благодаря знаниям и опыту, в этом году мы должны добиться более высоких результатов.
Вопрос: Какие цели вы ставите перед собой в 2017 году?
Джин Хаас: Если нам удастся выступать немного лучше за счёт того, что наша бизнес-модель в Формуле 1 позволяет работать более эффективно, не исключено, что мы сможем подняться на одно или два места выше.
Вопрос: В 2017 году произошли изменения в составе команды, и новым напарником Романа Грожана стал Кевин Магнуссен. Чем вас привлёк этот гонщик?
Джин Хаас: На самом деле, Магнуссен изначально был одним из кандидатов в нашу команду. Мы с ним общались, внимательно изучили его послужной список, и всё это произвело очень неплохое впечатление. Ближе к концу прошлого сезона мы задали ему вопрос, будет ли он свободен от контрактных обязательств, и он это подтвердил. За пару этапов до финала чемпионата мы приняли решение и пригласили его в Haas F1.