Глава спортивной программы Pirelli Пол Хембри в эксклюзивном интервью F1News.Ru говорил об итогах квалификации, переменах в регламенте, болельщиках Формулы 1 и о том, почему в этом сезоне компания выбрала более консервативный подход...
Вопрос: Пол, как вам квалификация? Вы были готовы к тому, что пойдет дождь? Все-таки зимой команды практически не работали на мокрой трассе…
Пол Хембри: Готовы? Скорее нет. Но то, как сложилась квалификация, для нас – это фантастика. Мы за один час провели коллективные тесты всех четырех привезенных сюда составов (смеётся).
Больше всего опасений – хотя это не совсем верное слово – было связано с тем, как поведут себя дождевые шины. Вы можете представить: машины серьёзно изменились, у моторов гораздо больший крутящий момент, прижимной силы стало меньше и так далее... И до начала сезона мы не имели представления о том, как новые дождевые шины себя покажут. К счастью, нам не только удалось понаблюдать за этим, но и сравнить дождевую и промежуточную резину.
Мы довольны. Те шаги, которые мы предприняли для сокращения дистанции между промежуточными и дождевыми шинами, сработали. В прошлом году многие критиковали нас за то, что шины для сильного дождя практически не использовались – команды предпочитали промежуточные. Но в условиях запрета на тесты сложно было работать в этом направлении.
Дождевые шины – сложный продукт. При их создании нужно обращать внимание не только на то, чтобы благодаря рисунку протектора они отводили как можно больше воды. Есть множество факторов. Это и состав резины, и структура. Нельзя допустить, чтобы шины перегревались, гранулировались и так далее. Это очень деликатный баланс. Мы хотели сократить разницу между промежуточными и дождевыми шинами. Теперь граница между условиями на трассе, когда выгодно использовать одни и когда другие, стала значительно уже. Судя по первым отзывам, мы сделали шаг в верном направлении.
Вопрос: Так или иначе: в этом году мы говорим в основном о силовых установках, ERS, топливе, носах, но не о резине. Это то, чего вы хотели после того, как в прошлом году оказались в центре внимания?
Пол Хембри: Думаю, это традиция. В каждом сезоне есть фактор, который обсуждается чаще других. Мы достаточно рано в прошлом году сказали, что главное в 2014 году – это новые моторы и силовые установки в целом. Самое важное, что происходит сейчас в Формуле 1 – переход на новые технологии. Это важные и интересные изменения. И они в любом случае должны были стать главной темой для обсуждения, а мы не хотели этому препятствовать.
Вопрос: Что вы думаете о направлении, выбранном Формулой 1. Гибридные системы, тихие моторы… Вам нравится новый формат?
Пол Хембри: Это очень сложная тема. По поводу звука моторов ответить легко – лично мне он не нравится. Я немного старомоден. Мне нравился звук V8 и V10. Но если оценивать изменения в регламенте в целом, нельзя не согласиться – мир меняется, и с этим ничего не поделаешь.
Согласно исследованиям, которые мы делали, звук моторов – один из определяющих факторов для болельщиков. Многие ассоциируют Формулу 1 с тем звуком, которого сейчас уже нет. Он являлся одним из главных факторов, которые делали посещение Гран При столь захватывающим мероприятием. Это то, что отличало Формулу 1 от других серий. И, согласно нашим данным, болельщики думают, что новый звук – это шаг назад. В то же время, мы должны понимать, что технологии в автомобилестроении меняются.
Производители двигателей четко обозначили свою позицию – им был нужен переход на меньшие объемы и гибридные технологии. Понятно, почему они этого хотят. Участие в Формуле 1 и уровень развития технологий здесь позволит им накопить опыт и использовать его в производстве дорожных машин. Это называется прогресс. К тому же турбированные моторы малого объема уже использовались в Формуле 1 в прошлом. И чемпионат все равно был популярен.
Вопрос: Введение новых правил повысило интерес к чемпионату: перед стартом первой гонки ситуация кажется непредсказуемой. Это интригует. Но что если завтра мы увидим скучную гонку и поймем, что новый формат не способствует повышению зрелищности?
Пол Хембри: Да, опасения есть. Правила могут быть любыми, моторы могут быть большего объема или меньшего, но если спорт не в состоянии подарить болельщикам шоу, никого уже не будут интересовать технологии. Люди перестанут смотреть гонки, если они не интересны. Продукт – это по-прежнему самое главное. Он должен быть привлекательным. Если этого нет, все остальное не будет иметь значения.
Многие в паддоке расстраиваются, когда Формулу 1 причисляют к сфере развлечений. Но в реальности так и есть. Нам необходимо в первую очередь добиться того, чтобы люди смотрели гонки. И здесь нет ничего уничижительного. Любой вид спорта – это прежде всего зрелище. Идет речь о футболе, крикете, регби или баскетболе. Это должен быть отличный продукт, который интересен публике, конечному потребителю. Если это так, вы получаете телевидение, спонсоров, готовых инвестировать, и так далее. Прежде всего мы должны работать на благо шоу.
Вопрос: Вы упомянули футбол, крикет… В этих видах спорта правила не меняются каждые три года. Вам не кажется, что людям слишком сложно разобраться во всех тонкостях Формулы 1? В DRS, в гибридных системах, в двойных очках за финальную гонку…
Пол Хембри: Риск есть, но сравнивать Формулу 1 с другими видами спорта все-таки не совсем корректно, потому что там соревнования происходят на стадионах, а матчи – между двумя командами. Болельщики приходят посмотреть в первую очередь на тех, за кого они болеют. В автомобильном спорте, в Формуле 1, выступают одиннадцать команд, и фанаты, в большинстве своем, в первую очередь любят сам спорт, а потом уже выбирают, за кого переживать.
У Формулы 1 есть одно неоспоримое преимущество: здесь всегда на старт выходят 22 лучших пилота в мире, тогда как в футболе матчи между ведущими командами происходят достаточно редко. В Формуле 1 постоянно появляются новые таланты. Это один из самых привлекательных моментов – появление новых звезд. Мне кажется, в этом году в Ф1 появились очень талантливые пилоты. Один из которых россиянин. Похоже, у Даниила огромный природный талант, чему мы сегодня увидели подтверждение. И его появление тоже играет на руку спорту.
В любом случае Формула 1 очень сильно отличается от любого другого спорта. Болельщики здесь особенные. Обычно это люди, которые действительно увлечены и отлично во всём разбираются.
Вопрос: Чего вы ждете от завтрашней гонки?
Пол Хембри: Согласно данным, которые мы получаем, и исходя из того, что видно со стороны, Mercedes AMG, по крайней мере на этом этапе, выглядит очень и очень сильно. Невероятно сильно – особенно если говорить о гоночном темпе. Но при этом, есть такой фактор, как надежность. От поломок никто не застрахован, и подтверждение этому мы видели в первой тренировке, когда Льюис проехал всего полкруга и остановился. Даже Mercedes в плане надежности испытывает трудности.
Очень интересно наблюдать и за клиентами Renault. В квалификации они были очень конкурентоспособны. Это позволяет надеяться, что проблемы, с которыми они столкнулись на тестах, теперь решены. Это отлично для интриги в чемпионате. Williams выглядит очень интересно. Судя по всему, у них хороший гоночный темп. Мы знаем, что с надежностью у них особенных проблем нет. Это одна из команд, которые в прошлом году практически не появлялись в топ-10. Теперь мы будем видеть их чаще.
Что касается Ferrari – в квалификации мы видели, что они могут быть достаточно быстры, но при этом их гоночный темп пока остаётся загадкой. Но это вообще одна из особенностей нынешнего сезона.
Разобраться в том, что такое "гоночный темп" очень сложно. Скорость машин зависит от множества факторов: характеристик шасси, расхода топлива, выбранного режима экономии и так далее. Вполне возможно, одни моторы не позволяют проезжать круги с той же скоростью, как другие, но при этом расходуют меньше топлива, так что гонщикам не приходится серьёзно экономить его на дистанции. Это уравнение с множеством переменных. Если у вас самый мощный, но при этом самый прожорливый двигатель, вам придется ехать медленно, чтобы доехать до финиша. Не все зависит только от скоростных характеристик. И расстановка сил может меняться в зависимости от характеристик трасс.