Подводя итоги непростого уик-энда, руководитель Red Bull Racing рассказал о работе с Renault, предложении перейти на двигатели Ferrari, а также прокомментировал недавние высказывания владельца команды Дитриха Матешица...
Вопрос: Учитывая результаты квалификации, вы довольны итогами гонки?
Кристиан Хорнер: По нашим утренним прогнозам, при благоприятном стечении обстоятельств мы должны были заработать полтора очка! (смеётся) В принципе, мы добились цели. На самом деле, Даниэль Риккардо хорошо выступил в гонке. Он стартовал на более жестком составе, который примерно на секунду медленнее SuperSoft. Кроме того, ему пришлось отбыть пятисекундный штраф во время пит-стопа, прежде чем механики приступили к смене шин. Если бы не это, он мог финишировать на девятой позиции. Учитывая всё это, он неплохо справился со своей работой.
Что касается Даниила Квята, он отлично стартовал. Впрочем, на старте возникла суматоха: Маркус Эриксон допустил фальстарт и остановился. Это заставило Переса что-то предпринять, чтобы избежать столкновения, и Даниил, к сожалению, наткнулся на машину мексиканца. При этом пострадало переднее крыло, которое в итоге попало под машину и серьезно повредило днище. В результате прижимная сила заметно снизилась. Затем он оказался в крайне неприятной ситуации, когда надо наматывать круги в ожидании, что у кого-нибудь начнутся проблемы. Так что для него гонка оказалась неудачной.
Вопрос: В Канаде Даниэль был озадачен проблемами с машиной. Здесь вы сменили настройки и к нему вернулась уверенность?
Кристиан Хорнер: В ходе гонки было видно, что ему комфортно в машине. Мне кажется, гонка в Монреале стала для него скорее исключением из правил, а сегодня всё прошло как обычно.
Вопрос: Президент Ferrari Серджио Маркионне сказал утром, что Ferrari готова поставлять моторы Red Bull Racing. Как вы можете это прокомментировать?
Кристиан Хорнер: Прежде всего, у нас есть контракт с Renault, который истекает в конце следующего года. Серджио проявил великодушие, предложив нам двигатели. Полагаю, он не раскрыл вам, на каких условиях он их предлагает, но это очень щедрый жест.
Вопрос: Что говорит сегодняшняя гонка о современной Формуле 1? Ходит много разговоров о необходимости менять правила…
Кристиан Хорнер: У Формулы 1 огромная аудитория по всему миру. Мне кажется, мы должны лучше работать с тем, что у нас есть сейчас. Машины должны стать более сложными в управлении, а соперничество – более острым, а сейчас этого нет.
Ходит много разговоров об изменениях, которые должны произойти в 2017 году, но по-моему некоторые решения надо принять раньше. Нужно что-то делать, чтобы зрители и команды знали, каких перемен ждать, упростить многие правила. Неправильно, что мы до 22 часов субботы не знаем, какой окажется стартовая решетка. Дополнительные штрафы в гонке и проезд по пит-лейн – разобраться во всём этом слишком сложно даже для команд, тем более для болельщиков. Нужно все сделать проще, вернуться к основам Формулы 1.
Вопрос: Вы согласны, что сейчас недостаточно возможностей, чтобы гонщик мог в полной мере проявить свой талант?
Кристиан Хорнер: Думаю, да. Современными машинами управлять слишком легко. Не видно, чтобы гонщики работали так же напряженно, как несколько лет назад. Сейчас никто не жалуется на боль в шее. Мы должны заставить их прикладывать больше усилий, и я считаю, что они сами этого хотят. Им хочется, чтобы управлять машинами стало сложнее, тогда и гонки будут более зрелищными.
Вопрос: Можно ли что-то сделать в этом отношении в краткосрочной перспективе?
Кристиан Хорнер: Конечно. В основном мы смотрим на 2017-й, но важно всё сделать правильно. Все признают, что мы должны сделать гонки интереснее. Мы прикладываем немало усилий, чтобы этого добиться. Нельзя цепляться за то, что мы считаем своими сильными или слабыми сторонами – все должны пойти на какие-то уступки, чтобы в итоге получить более качественный продукт.
Вопрос: Если говорить о Renault: есть ли признаки прогресса?
Кристиан Хорнер: Сотрудники Renault Sport F1 работают очень напряжённо. Я сочувствую тем мотористам, кто трудится на трассе во время гонок, поскольку им приходится принимать огонь на себя. Со всеми этими людьми мы работаем последние семь или восемь лет. Мы вместе выиграли много гонок. Они недовольны нынешней ситуацией. Конечно, за закрытыми дверями в Вири идет серьёзная работа, и несколько следующих недель будут для нас определяющими при выборе дальнейшего направления развития.
Вопрос: Вы говорите о том, что должно измениться к 2017 году, но как обстоят дела сейчас? Проект правил должен быть полностью готов к следующему февралю, остаётся лишь восемь месяцев, а вы не знаете, с чего начинать. Как вы собираетесь достичь цели?
Кристиан Хорнер: Вы хорошо знаете, что Стратегическая группа зашла в тупик. Я всегда говорил и снова повторю: нужно, чтобы владелец коммерческих прав и FIA решили, какой должна быть Формула 1, а затем представили решение командам и сказали, что хотят сделать продукт именно таким. Правила вот такие, подавайте заявки.
Вопрос: Раньше вы входили в рабочие группы, больше не собираетесь этого делать?
Кристиан Хорнер: Итог деятельности спортивной рабочей группы – штрафы, которые мы увидели в этот уик-энд, и всё это слишком сложно. Результаты работы технической рабочей группы – действующий регламент на двигатели. Я считаю, что надо ликвидировать эти рабочие группы, подготовить конечный продукт и представить его командам.
Возможно, нужен независимый эксперт – тот, кто сейчас не участвует в чемпионате. Не знаю. Нужен кто-нибудь, вроде Росса Брауна, который понимает наш бизнес и его сложности. Он должен написать, какими должна быть машина и технический регламент.
На самом деле Red Bull Racing, как и несколько других команд, были против нынешнего регламента на двигатели, поскольку мы сомневались, что это правильное направление развития спорта. К сожалению, когда вы позволяете группе инженеров создать правила без четких рекомендаций, ограничивающих расходы на конечный продукт, они придумают нечто очень сложное. Наверное, мы слишком далеко зашли в этом плане. Теперь надо вернуться к базовой модели.
Вопрос: Дитрих Матешиц недавно критиковал правила и Renault. Это обычное предупреждение или серьезная угроза?
Кристиан Хорнер: Дитрих Матешиц не так часто дает интервью. Всё, что он сказал – это то, что я лично сам от него слышал в этом году. Не надо пытаться как-то интерпретировать его слова, он всегда говорит то, что думает. И он именно так видит ситуацию.
В конечном счете, он болельщик, именно поэтому он увлечен спортом, верит в Формулу 1 и настолько ей предан, что чемпионат занимает важное место в маркетинговой программе его компании. Я говорю не только о Red Bull Racing, но и о прошлом сотрудничестве с Sauber, о программе для молодых гонщиков – обо всём, что происходило за последние 20 лет.
Мне кажется, это риск для Формулы 1, когда кто-то уровня Дитриха начинает испытывать разочарование. Это вызывает особую тревогу, ведь нам нужно, чтобы в чемпионате участвовали такие люди, как Дитрих.
Проблема в том, что он управляет многонациональной компанией, и Red Bull существует не из-за Формулы 1. Это не Williams и не McLaren. И если Формула 1 не дает ему необходимой отдачи, он, конечно, начнет задавать вопросы. Его тревожит текущее положение в спорте в целом, а также вопрос о регламенте и ситуация двух его команд.
Вопрос: Сначала доработка двигателей была запрещена, и Renault отстала от своих конкурентов, но сейчас мотористам дали немного больше свободы. Как вы считаете, это правильная политика в ситуации, когда два моториста оказались неконкурентоспособны?
Кристиан Хорнер: Не думаю, что Формула 1 может позволить мотористам уровня Renault и Honda оказаться в подобной ситуации. Новый президент Honda сегодня приехал на гонку, и я не думаю, что он доволен увиденным.
Что касается Renault, они не будут заинтересованы продолжать работу в спорте, если постоянно получают штрафы, а зрители озадачены из-за отказов моторов.
Вопрос: То есть, вы считаете, что мотористам надо дать больше свободы?
Кристиан Хорнер: Мы должны проанализировать подобную возможность. Не поймите меня неправильно. Меня довольно часто воспринимают, как человека, который жалуется на Mercedes, но они отлично выполнили свою работу. Они интерпретировали правила и лучше всех справились со своей работой. Но совершенно недопустимо, что остальные мотористы оказались в столь незавидном положении. Нам нужно, чтобы все они участвовали в Формуле 1 и продолжали поставлять командам конкурентоспособные двигатели.
Вопрос: Вы собираетесь менять поставщика моторов?
Кристиан Хорнер: У нас есть контракт с Renault.
Вопрос: Да, но недавно вы говорили, что контракт может быть расторгнут. Да и Red Bull угрожает уйти из чемпионата...
Кристиан Хорнер: В данный момент это не входит в планы Дитриха Матешица.
Вопрос: Что вы думаете о столкновении Кими и Фернандо в начале гонки?
Кристиан Хорнер: Учитывая угол под которым произошло столкновение, Кими был хорошо защищен. В тот момент я сразу подумал, могла ли защита быть более эффективной, но мне показалось, что боковые панели неплохо выполнили свою функцию. Самое главное, что оба гонщика покинули свои машины совершенно невредимыми.
Вопрос: Возвращаясь к разговору о двигателях. Как вы думаете, когда Renault потратит условные баллы?
Кристиан Хорнер: Если реально смотреть на вещи, это произойдет после летнего перерыва, поскольку нынешние двигатели рассчитаны на несколько следующих гонок.
Вопрос: Сразу после перерыва?
Кристиан Хорнер: Пока Renault не использовала баллов. Я предполагаю, что когда мы получим новые двигатели, они уже будут в модернизированной версии.