Технический директор Toro Rosso Джеймс Ки подвёл итоги тестов в Барселоне, признав, что технические проблемы, преследовавшие команду на прошлой неделе, не позволили в полной мере выполнить предсезонную программу.
Вопрос: Франц Тост, руководитель Toro Rosso, полагает, что на тестах в Барселоне команда примерно на 75% процентов выполнила программу работы над скоростью и только на 50% – над надёжностью. Вы согласны с его оценками?
Джеймс Ки: Думаю, это справедливые комментарии, они объясняются событиями предыдущей недели, когда мы проехали меньше километров, чем любая другая команда. Но на этой неделе мы уже работаем на трассе более стабильно. В ходе первой серии тестов нам не удалось в полной мере выполнить программу работы с настройками шасси, поэтому нужно было интенсивно заниматься и этими вопросами, и продолжать анализировать поведение шин.
Такое впечатление, что значение всех нюансов возросло, поскольку выше стали скорости, и даже минимальные корректировки настроек приводят к заметным изменениям. Проблемы с надёжностью нам помешали, ведь когда вы меньше работаете на трассе, то просто не успеваете выявить какие-то менее серьёзные недочёты, которые могут проявиться только после определённого километража.
Так что проблемы у нас были, но они не носили слишком масштабного характера и просто помешали планомерной работе.
Вопрос: Но вы успеете разобраться с вопросами надёжности до Мельбурна?
Джеймс Ки: В целом их устранить несложно, и это нормальная ситуация, например, вчера у нас возникли определённые сложности с выхлопной системой, но надо просто поменять материал, из которого сделаны некоторые детали. Т.е. проявляются неисправности такого рода, ничего фундаментального, хотя, чтобы внести изменения в конструкцию, требуется время.
Вопрос: Вы говорите, машина стала более чувствительна к настройкам, но это также означает, что методы, которые вы применяете, стали более точными, чем в предыдущие годы?
Джеймс Ки: Да, наш опыт это подтверждает. Например, мы знали, что новые шины будут более чувствительны к изменению некоторых параметров регулировки колёс, в частности, речь об угле увода. Возможно, даже более чувствительны, чем мы ожидали. Изменения угла атаки переднего крыла и тому подобные моменты также сказываются более заметно. Возможно, отчасти это объясняется тем, что прошлогодняя машина была уже вполне отлаженной, команда и гонщики хорошо понимали её особенности, а работа с новым шасси пока на довольно ранней стадии.
Вопрос: В ходе тестов Карлос Сайнс говорил, что у команды есть вопросы к работе подвески…
Джеймс Ки: Они не очень серьёзные, но требуют определённого внимания. Разрабатывая конструкцию подвески, мы старались оставить для себя свободу для манёвра, ведь когда технический регламент меняется настолько существенно, нужно проявлять максимальную гибкость. Я рад, что мы пошли по такому пути, и сейчас нам это пригождается в ходе поиска оптимального баланса машины.
В целом в соответствии с планами команды у нас довольно много новых компонентов, которые хотелось опробовать, и не все функционируют, как мы ожидали. Компоновка новых машин настолько плотная, что часто работа по замене тех или иных деталей требует довольно много времени. Особенно это сказывается сейчас, когда нам приходится навёрстывать из-за проблем предыдущей недели. Поэтому в каких-то ситуациях мы жертвуем работой с новыми компонентами в пользу максимального километража, поскольку сейчас это важнее.
Хотя в целом с подвеской всё более-менее нормально. Но если говорить о работе с машиной в целом, каждый день на этой неделе приносил всё новые и новые открытия, и мы ещё не дошли до полной проверки скоростных возможностей STR12. Не думаю, что этот момент настанет раньше квалификации в Мельбурне.
И всё-таки вчера Даниил Квят сказал, что впервые получал удовольствие от пилотирования новой машины – это значит, что он почувствовал уверенность, и теперь у него есть возможность атаковать по-настоящему. Думаю, Карлос в такой же ситуации.
Вопрос: Что можно сказать о работе новых шин? До тестов в Барселоне у вас был лишь ограниченный объём информации об их поведении, но насколько вы уже приблизились к тому, чтобы полностью с ними разобраться?
Джеймс Ки: Если честно, полного ответа у меня нет, процесс изучения продолжается. Что-то складывается так, как мы и ожидали, но крайне сложно прогнозировать поведение резины, пока мы не опробуем её в самых разных ситуациях, утром, днём, вечером, с разной топливной нагрузкой и т.д. Как я уже сказал, буквально с каждым заездом мы получаем всё больше информации, и в целом обошлось без неприятных сюрпризов….
Вопрос: Насколько возросли нагрузки, действующие на машину при торможениях?
Джеймс Ки: Точных цифр не назову, но готов подтвердить, что очень существенно. Например, увеличились нагрузки на тормозные диски. Но повышение износа тормозов, похоже, оказалось не столь значительным, поскольку максимальные скорости на прямых несколько уменьшились, периоды торможений занимают меньше времени, хотя пиковые нагрузки на тормоза действительно стали выше. Но тормозные диски при этом стали толще, что позволяет справиться с высокими энергиями торможения.