Обычно McLaren проводит телефонные пресс-конференции накануне Гран При, но и после новогодних праздников пресс-служба предоставила журналистам возможность пообщаться с техническим директором команды Пэдди Лоу…
Вопрос: Какие перемены в регламенте вы считаете ключевыми?
Пэдди Лоу: Самый любопытный технический вызов – появление управляемого элемента заднего антикрыла, который должен способствовать облегчению обгонов. Во время квалификации мы можем использовать его в любой момент, как воздуховод в прошлом году. Это решение имеет интересные перспективы с точки зрения оптимизации технических характеристик.
Вопрос: В прошлом году гонщики использовали управляемый элемент переднего антикрыла, теперь от него решено отказаться в пользу управляемого элемента заднего антикрыла. Вы считаете, это внесёт более существенный вклад в облегчение обгонов?
Пэдди Лоу: Да, воздействие на аэродинамику машины будет более серьёзным. Управляемый элемент переднего антикрыла был одной из мер, предложенных рабочей группой по увеличению числа обгонов в 2009-м году, в результате гонщик получал возможность в небольших пределах менять баланс машины на трассе, чтобы получить преимущество при обгоне соперника.
Я входил в эту рабочую группу, степень регулировки была ограничена – мы боялись, что машина может получить сильную избыточную или недостаточную поворачиваемость. Как показало время, никто не использовал это решение при обгонах, и в прошлом году мы договорились о том, что откажемся от этой идеи, чтобы упростить конструкцию и сэкономить средства. Теперь регулировки переднего антикрыла будут проводиться на пит-стопе, что несколько осложнит работу команд во время гонки.
Вопрос: Почему вы решили представить новую машину после первых предсезонных тестов?
Пэдди Лоу: Мы всегда планировали представить эту машину после первых тестов. Одна из причин – желание использовать их для работы с новой резиной на прошлогоднем, хорошо знакомом шасси. Кроме того, это позволит уделить большее время работе с новой машиной в лабораториях и аэродинамической трубе. При планировании предсезонной программы всегда важно найти компромисс, и мы считаем такой сценарий оптимальным.
Вопрос: Можно ли придумать какое-то новое решение с воздуховодами. Регламент запрещает их использование в прошлогоднем варианте, но очевидны ли правила, или кто-то может найти новый подход, скопировав часть вашей прошлогодней идеи?
Пэдди Лоу: Ничего нельзя исключать, но, на мой взгляд, новый регламент не позволит добиться эффекта, который мы использовали в прошлом году. Правила запрещают сложные профили заднего антикрыла, позволяющие использовать его элементы в роли воздуховода, вы не сможете организовать выходное отверстие, игравшее ключевую роль, кроме того регламент не разрешает гонщику управлять аэродинамикой машины, а именно эту область регламента мы использовали в прошлом году. Параграф 3.15 запрещал подвижные элементы аэродинамики, но не запрещал двигаться гонщику, чем мы и воспользовались. Теперь такой возможности больше нет.
Вопрос: Вернёмся к управляемому элементу заднего антикрыла. Регламент разрешает его использование в гонке только при определённых условиях, когда атакующий уступает сопернику не больше секунды, но что произойдёт, если три гонщика будут ехать друг за другом? Сразу двое смогут активировать систему? Допускает ли регламент вольное толкование в этом случае?
Пэдди Лоу: Правила определены достаточно чётко – если две машины находятся в пределах секунды от обгоняемой машины, то оба гонщика могут изменить положение управляемого элемента на следующей прямой.
Это ясно, но пока непонятно, каким будет эффект в гонке? Думаю, изучение этого вопроса потребует времени, но ситуация под контролем FIA – они могут выделить определённые участки на каждой трассе, на которых гонщик имеет право нажать кнопку, к примеру – за триста метров до точки торможения. Потребуются одна-две гонки, чтобы найти оптимальный вариант. Они могут увеличить или уменьшить этот участок, чтобы новинка сработала так, как было задумано.
Вопрос: Какую машину вы привезёте на первые тесты в Валенсию? Поставите элементы новой машины на прошлогоднее шасси?
Пэдди Лоу: Нет, мы привезём относительно стандартную прошлогоднюю машину. На ней появятся некоторые новые узлы, но никаких существенных элементов MP4-26 мы тестировать не планируем.
Вопрос: Не будет и управляемого элемента заднего антикрыла?
Пэдди Лоу: Нет.
Вопрос: Какое впечатление произвела на вас резина Pirelli на тестах после окончания прошлого сезона?
Пэдди Лоу: Дебют Pirelli я считаю позитивным, во многих областях резина выглядела очень неплохо, уступая только в одном – сцеплении на выходе из поворотов. Думаю, это в равной степени касается всех команд. Шины эффективны на высокой скорости, весьма стабильны и хороши на входе в поворот. Если говорить об износе, то с одним из составов была допущена ошибка, которую они исправят до начала тестов в Валенсии. В целом, это хорошая гоночная резина.
На тестах мы многое узнали. Проблемы в фазе выхода из поворота решить будет непросто, поэтому мы посчитали этот вопрос ключевым и постарались отчасти компенсировать его, скорректировав конструкцию машины.
Вопрос: Почему презентация новой машины пройдёт в Берлине?
Пэдди Лоу: Таковы пожелания Vodafone, они хотят использовать её в работе немецкого подразделения.
Вопрос: Вы не волнуетесь по поводу возможных проблем с надёжностью из-за позднего начала тестов? Команда пропустит 25% зимней тестовой программы…
Пэдди Лоу: В подобном подходе есть определённый риск, но вам всегда нужно найти баланс между дистанцией, пройденной на тестах новой машиной, которая позволит судить об её надежности, и её оптимизацией – мы предпочли провести ещё какое-то время в лабораториях и аэродинамической трубе.
Если говорить о надёжности, то сейчас многое можно сделать на стендах. Сегодня мы можем чувствовать уверенность в том, что машина окажется достаточно надёжной, не проезжая тысячи километров на трассах. Да, реальная работа приносит уникальный опыт, но я уже говорил – здесь важно найти компромисс. Надеюсь, наше решение не окажется ошибочным, сейчас мы уверены в том, что сможем обеспечить требуемую надёжность после трёх серий тестов.
Вопрос: Насколько вы уверены в том, что машина будет конкурентоспособна?
Пэдди Лоу: Это сложный вопрос, инженеров всех команд ждёт очень непростой период – от начала тестов до квалификации первой гонки все поймут реальную конкурентоспособность машин и расстановку сил. Пока, независимо от того, что говорят команды, никаких ориентиров не существует.
Мы уверены в своей работе и считаем, что построили хорошую машину. Так же думают и соперники – все выкладываются на 100%, но расстановки сил сейчас никто не представляет. Это вызов, ради которого мы и участвуем в борьбе.
Вопрос: Вы довольны тем, как идут работы с новой машиной?
Пэдди Лоу: Да, мы делаем то, что планировали, но здесь важна точка отсчета. Прошлой зимой обошлось без серьёзных перемен в регламенте, и у нас была возможность оценить прогресс в работе с машиной, применительно к результатам прошлого сезона. В этом году регламент изменился более серьёзно, поэтому погрешность в оценке проделанной работы может оказаться достаточно большой. Мы поставили определённые цели и добились их – время покажет, достаточно ли этого.
Вопрос: Не было ли ошибкой разрешение на использование KERS в 2009-м, параллельно с серьёзными переменами в аэродинамике?
Пэдди Лоу: Я сожалею о том, что эта система появилась и скоро исчезла, я считаю её важной для нашего спорта, но дебют в 2009-м оказался непростым.
KERS – хорошая технология, в 2010-м поставщики смогли перегруппировать силы, подумать о том, как сделать её более эффективной. В этом году на большинстве машин, если не у всех, будет система KERS – добиться согласия было непросто, но вместе мы это сделали.
Вопрос: Возможно, стоило разрешить KERS до или после изменения в регламенте на аэродинамику в 2009-м?
Пэдди Лоу: Не думаю, что эти вопросы связаны. KERS разрабатывалась поставщиками моторов, и эта работа не пересекалась с аэродинамикой. Да, в 2009-м аэродинамика серьёзно изменилась, тогда же дебютировала KERS, но мне не кажется, что они как-то повлияли друг на друга.