Победа в Гран При Абу-Даби, кажется, совершенно не изменила Кими Райкконена. В интервью испанской газете Marca он со всей прямотой ответил на вопросы о прошлом и современном состоянии Формулы 1, а также о карьере в Ferrari и Lotus…
Вопрос: Вы специально говорите тихо?
Кими Райкконен: Я всегда был таким.
Вопрос: Кажется, для вас нет ничего хуже в Формуле 1, чем интервью...
Кими Райкконен: Нет, давать интервью – одна из моих рабочих обязанностей, и к этому так и нужно относиться (смеется).
Вопрос: Вы довольны тем, как складывается карьера?
Кими Райкконен: Я живу так, как хочу, и не собираюсь ничего менять. Возможно, я немного изменился с возрастом, но моя жизненная философия останется прежней.
Вопрос: В Монако вы выступали в шлеме, воспроизводившем дизайн шлема Джеймса Ханта – гонщика, который брал от жизни всё. Вы вкладываете в это какой-то особенный смысл?
Кими Райкконен: Я не могу запретить людям обсуждать мои поступки, но не придаю этому значения. Мне нравится тот период в истории Формулы 1 – тогда всё казалось проще. Думаю, раньше гонщики получали больше удовольствия от своей работы, да и развлекались больше. Джеймс Хант – это лишь пример прежней жизни, но это касалось всех. Сегодня в Формуле 1 крутится больше денег, спорт очень изменился, он стал более профессиональным. А в те времена было важнее удовольствие от пилотирования.
Вопрос: Почему вы решили вернуться в Формулу 1?
Кими Райкконен: Не из-за денег, не ради развлечения, а из любви к спорту и желания бороться на трассе с другими соперниками. С этой точки зрения, ничто не сравнится с Формулой 1.
Вопрос: Какие у вас воспоминания о Ferrari?
Кими Райкконен: Не хорошие и не плохие. Я выиграл с ними титул, у меня были успешные времена. Я доволен тремя годами, которые провел в Скудерии. Не исключаю, что можно было добиться большего, но по той или иной причине этого не произошло. Не хочу говорить о том, почему покинул команду. Я не скучаю по Ferrari. Уход из команды принес мне облегчение. Всё могло быть и по-другому, но теперь всё в прошлом, а что сделано, то сделано, и нет смысла к этому возвращаться. Если у вас не сложились отношения с коллективом, вы недолго проработаете вместе.
Вопрос: В Lotus дела обстоят иначе?
Кими Райкконен: С самого начала мне было комфортно в команде. Здесь все спокойно работают и стремятся к успеху. В этой команде ставят спортивную и техническую составляющую выше политики. Все движутся в одном направлении, а это нужно поощрять – только тогда вы добьетесь хороших результатов.
Вопрос: До настоящего момента вам не хватало только победы?
Кими Райкконен: Я знал, что рано или поздно мы ее добьемся, но для этого необходимо, чтобы уик-энд сложился идеально. Иногда соперники были сильнее нас, в каких-то случаях неудачи происходили по моей вине. Тем не менее, нам нужно добиться прогресса в квалификации. Уровень конкуренции очень высокий, поэтому малейшая ошибка может отбросить вас в конец пелотона.
Вопрос: Можете ли вы сказать, что в этом году вам не хватало удачи?
Кими Райкконен: В Формуле 1 удача – не главное. Нужна конкурентоспособная машина, вот и всё. Если что-то не работает, то надо искать причину: либо при создании машины были допущены просчеты, либо гонщик допустил ошибку. Удача не приносит побед. Если я вылетаю с трассы или становлюсь участником инцидента, это моя ошибка. Так что дело не в удаче.
Вопрос: Как будет разворачиваться борьба за титул?
Кими Райкконен: Итог сезона будет зависеть от того, кто будет лучше и быстрее модернизировать машину.
Вопрос: Что вы думаете о шансах Ferrari?
Кими Райкконен: Они медленно реагировали на различные изменения, но в последнее время не раз оказывались быстрее соперников, или же остальные команды допускали больше ошибок, чем обычно. Ferrari заработала немало очков, хотя F2012 не самая быстрая машина.
Вопрос: Удастся ли Фернандо Алонсо выиграть титул?
Кими Райкконен: У него неплохие шансы, но ситуация может быстро измениться.
Вопрос: В этом году все решало умение работать с шинами?
Кими Ракконен: Я не вижу особых трудностей в работе с резиной, но к ней надо найти подход. Если в гонке или на свободных заездах температура трассы меняется на 5⁰, поведение резины резко меняется. Проблема в том, чтобы понять особенности ее работы. Это не требует особых умственных усилий, но и не так просто.
Вопрос: Что сыграет решающую роль в борьбе за титул?
Кими Ракконен: Как всегда, хорошая техника: победу одержит тот, у кого лучшая машина. Резина не сыграет ключевой роли в том, кто станет чемпионом. Если пилоты Marussia найдут подход к резине, это не значит, что они начнут выигрывать гонки. Всё далеко не так.
Вопрос: Современная Формула 1 сильно отличается от той, какой была два года назад?
Кими Райкконен: Подвижные аэродинамические элементы и тому подобные вещи упрощают обгоны, но если машина неконкурентоспособна, эти системы не помогут добиться успеха. В конце концов, впереди оказываются лучшие машины и лучшие пилоты.
Вопрос: Кого вы считаете лучшим пилотом?
Кими Ракконен: Сложно сказать. Чтобы получить ясную картину, надо сравнить результаты гонщиков за рулем одинаковых машин. Кроме того, есть группа пилотов, которые ничуть не уступили бы в скорости лучшим, будь в их распоряжении конкурентоспособные машины .
Вопрос: Вы смотрели Гран При, пока не выступали в Формуле 1?
Кими Райкконен: Я видел пять или шесть гонок.
Вопрос: Вы по-прежнему предъявляете к себе высокие требования?
Кими Райкконен: Я не прощаю себе ошибок, готов признать свою неправоту и не стану перекладывать вину на других.