Себастьян Феттель занял 2-е место в чемпионате мира, но не доволен этим результатом, потому что не любит проигрывать. В этом году он не раз совершал ошибки, из-за которых потерял немало очков, хотя и одержал победы в четырех гонках…
Вопрос: Себастьян, победа в Абу-Даби подняла вам настроение? Вы уже меньше переживаете по поводу упущенного титула?
Себастьян Феттель: Конечно, подняла, но при этом показала, что мы могли бы добиться и большего. Но теперь уже нет смысла переживать, тем более, на самом деле, что может быть лучше, чем победный дубль в финальной гонке сезона? Теперь, после победы в первом Гран При Абу-Даби, настроение во время зимнего перерыва у меня будет гораздо лучше.
Вопрос: Под конец чемпионата вы вели борьбу за титул, и все-таки считаете себя «первым проигравшим». Почему вы так сурово себя судите?
Себастьян Феттель: Знаете, это устойчивое выражение, бытующее в Формуле 1, и когда я его произнес, очевидно, я был искренен. Всегда переживаешь, когда упускаешь какие-то возможности.
Вопрос: Изначально ваша цель состояла в том, чтобы провести «неплохой сезон»; потом, с каждой гонкой, ожидания росли, и в итоге вы оказались в двух шагах от титула. Не помните, в какой момент вы почувствовали, что хотите «все и сразу»?
Себастьян Феттель: Когда вы понимаете, что сидите за рулем конкурентоспособной машины, вы, разумеется, начинаете думать о титуле. По-моему, это произошло уже в начале сезона.
В Мельбурне я начал осознавать, что наша машина – очень хороша. Но, поскольку в Австралии мы выступаем на городской трассе, возможно, она не в полной мере позволяла раскрыть потенциал машины, поэтому надо было дождаться следующей гонки, Гран При Малайзии. Потом мы приехали в Китай, на следующий “правильный” автодром, и по-прежнему были быстры. И тогда приходит понимание, что нас ждет очень хороший сезон.
Наверное, могу сказать, что о победе в чемпионате я начал думать после второй или третьей гонки. Из-за аварии, происшедшей в Мельбурне, меня оштрафовали, и это сказалось на результате малайзийской гонки, но это уже другая история. У нас была отличная машина.
Вопрос: Что вы узнали о самом себе в 2009-м году?
Себастьян Феттель: Мне бы не хотелось об этом говорить, но я ненавижу проигрывать. Думаю, я давно это знаю, но теперь уверен на 100%. Но это относится не только к гонкам. Боюсь, что ненавижу поражения в любых делах, которыми занимаюсь, даже если речь идет о каких-нибудь глупых играх, или футболе.
Если говорить о гонках, то, учитывая мое отношение к поражениям, должен признать, что мы занимаемся идеальным видом спорта, потому что носим шлемы, и никто не видит выражения наших лиц в минуты неудач!
Вопрос: После неудачной квалификации в Бразилии вы воздерживались от комментариев, хотя на лице у вас все было написано. Вы действительно верили, что в Сан-Паулу могли переломить ход чемпионата в свою пользу?
Себастьян Феттель: Да. Я не из тех, кто рано отказывается от борьбы. Я действительно до самого клетчатого флага надеялся, что все еще может измениться, а когда этого не случилось, очень расстроился. Начиная с Сильверстоуна, RB5 была лучшей машиной чемпионата, но, к сожалению, ситуация не всегда складывалась в нашу пользу. С другой стороны, наши соперники тоже терпели неудачи и часто не набирали очков. Используя футбольную терминологию, можно сказать, что порой мы не могли забить мяч в пустые ворота. Сезон состоял из 17-ти гонок, и в пяти из них мы не смогли добраться до финиша.
Вопрос: Были ситуации, когда вы винили самого себя?
Себастьян Феттель: В целом можно сказать, что я сделал шаг вперед по сравнению с прошлым годом, стал лучше как гонщик, выросла моя физическая подготовка. В некоторых гонках я мог бы добиться большего, хотя таких случаев было не так много, . Возможно, результаты квалификаций могли бы быть повыше, и тогда итоги каких-то гонок были бы лучше, например, в Спа, где у нас была самая быстрая машина, но я допустил ошибку в квалификации. Однако, что теперь говорить… В целом я неплохо поработал, и наша команда отлично провела этот сезон.
Вопрос: Если бы ваша команда придерживалась иной тактики, повлияло бы это на итоги чемпионата?
Себастьян Феттель: Конечно. Например, в Турции мы попытались пройти дистанцию с тремя пит-стопами, чтобы прессинговать Дженсона Баттона, но нам просто не хватило скорости, чтобы эта тактика сработала. А в Монако мы не претендовали на победу, но вполне могли рассчитывать на 4-е или 5-е места. Но мы хотели получше выступить в квалификации и залили в бак машины слишком мало топлива, что сказалось на итогах Гран При. Теперь ясно, что это были ошибочные решения.
Были и другие небольшие проблемы. Скажем, в Барселоне мне пришлось всю дистанцию ехать за Фелипе Массой: я свернул в боксы одновременно с ним, в баки наших машин залили одинаковое количество топлива, и моя гонка была испорчена. Но, все-таки, мы – команда, и нет смысла искать одного человека, который виноват больше других.
Вопрос: Как вы справляетесь с неудачами? На публике вы всегда держите себя в руках. Может быть, потом, в гостинице, плачете в подушку?
Себастьян Феттель: Честно говоря, иногда трудно себя сдерживать, потому что негативные эмоции тебя переполняют, хочется швырнуть руль и вообще крушить все вокруг. Но машины Формулы 1 - очень дорогие, поэтому приходится себя сдерживать. За закрытыми дверями, среди своих, уже можно дать волю эмоциям. А когда я возвращаюсь в отель – будьте уверены, по комнате летают различные предметы.
Вопрос: В ходе сезона Флавио Бриаторе сказал, что в чемпионате лидирует не тот гонщик, да и машина у него неправильная. В итоге именно Дженсон Баттон за рулем Brawn выиграл титул. А как вы отнеслись к этой ремарке?
Себастьян Феттель: Абсолютно с ней согласен – мы должны были победить! Но в спорте все решают только результаты. Конечно, мне бы хотелось выиграть, и команде тоже, – возможно, Флавио тоже так считал. Однако, наши поздравления Дженсону и Brawn GP!
Вопрос: Льюис Хэмилтон недавно сказал, что ему нравится, когда его напарник – «командный игрок». Некоторым кажется, что он предпочитает, чтобы напарник, скорее, его поддерживал, чем был жестким соперником. «Командные игроки» редко выигрывают чемпионаты. А каких напарников предпочитаете вы?
Себастьян Феттель: Я очень доволен Марком Уэббером. За пределами трассы мы отлично ладим, а за рулем соперничаем друг с другом. Возможно, команде повезло, что мы не часто оказывались рядом по ходу чемпионата. Мы оба – за честную борьбу: если хочешь победить, ты должен опередить всех, включая своего напарника.
На самом деле, именно его ты хочешь опередить в первую очередь, поскольку он выступает на такой же машине. А если он тебя опережает, это не делает тебе чести. И, конечно, не хочется выступать в одной команде с человеком, которого ты отчаянно ненавидишь.
Вопрос: Red Bull Racing пока не объявила, какие моторы будет использовать в 2010-м году. Возможно, это станет важнейшим фактором, от которого зависит, на что вы сможете рассчитывать в следующем сезоне…
Себастьян Феттель: Да, пока еще ничего не решено. Без двигателя выступать в гонках очень сложно – возможно, мы будем крутить педали! С другой стороны, я смогу быстро поднять физическую форму на новый уровень!
Вопрос: Какие у вас планы на ближайшие пару недель?
Себастьян Феттель: Планов пока нет. Предстоит несколько рабочих встреч на базе Red Bull в Милтон-Кинсе: мы будем анализировать итоги сезона, чтобы в следующем году добиться большего. Потом надо будет отдохнуть с друзьями и семьей – маленькие каникулы просто необходимы. Я люблю лыжи, поэтому отправлюсь куда-нибудь в горы. А потом вновь займусь физической подготовкой.