Директор гонок FIA Чарли Уайтинг прокомментировал наиболее важные моменты сингапурского уик-энда и пояснил логику принятия тех или иных судейских решений, отдельно остановившись на инциденте, участниками которого были Серхио Перес и Сергей Сироткин.
Вопрос: На заключительных стадиях гонки мы видели некоторые сложности, связанные с гонщиками, отстававшими на круг, например, на них жаловался Валттери Боттас. Всё ли было нормально в той ситуации, или круговым следовало более внимательно следить за синими флагами?
Чарли Уайтинг: Начнём с того, что Валттери не был достаточно близко от ехавшей перед ним машины, так что тут никакой проблемы нет. К Нико Хюлкенбергу не было претензий из-за того, что он не обращает внимания на синий флаг.
Вопрос: Но Романа Грожана оштрафовали именно за это?
Чарли Уайтинг: Это была другая ситуация. Думаю, Роман совершенно забыл «золотое правило» синих флагов, которое гласит: даже если ты ведёшь борьбу, ты должен забыть о ней и пропустить того, кто обгоняет тебя на круг. Об этом говорилось много раз, но он всё равно забыл – так был увлечён борьбой с Сергеем Сироткиным.
На световых индикаторах мигал его номер, и его догонял Льюис, ехавший намного быстрее. Это был худший пример игнорирования синих флагов, который я только помню.
Вопрос: Возвращаясь к ситуации Валттери: может быть, интервал в 1,2 секунды недостаточен для сингапурской трассы? Этот вопрос когда-нибудь обсуждался?
Чарли Уайтинг: В прошлом году в Сингапуре этот интервал составлял секунду, после чего у нас было несколько дискуссий, и мы увеличили его до 1,2 секунды. Не думаю, что его стоит увеличивать дальше. Иначе круговым придётся сбрасывать скорость и терять больше времени, чем нужно. Мы этого не хотим, это было бы несправедливо. Мы говорим, что более быструю машину нужно пропустить при первой же возможности, и вполне резонно ожидать, что гонщик сможет сократить интервал до более медленной машины до 1,2 секунды.
Всем остальным сегодня это удавалось, кроме Валттери. Не знаю, почему – может быть, его не устраивало поведение его машины. Но это уже не наша проблема. Все остальные следовали установленным правилам, прилагали для этого определённые усилия, так что мы не могли делать исключения для Боттаса.
Вопрос: Можете пояснить, когда вы приняли решение выпустить на трассу автомобиль безопасности? Ситуация напомнила ту, что была в Спа: вы тогда тоже немного подождали, и Себастьян успел опередить Льюиса. А здесь он смог обогнать Ферстаппена в ситуации, когда было совершенно очевидно, что должен выехать сейфти-кар…
Чарли Уайтинг: Давайте сразу определимся: некоторая задержка решения по поводу автомобиля безопасности не имеет к этому никакого отношения. По-моему, я уже говорил об этом в Спа: сначала мы хотим понять, что выпускать сейфти-кар действительно нужно. Мы должны оценить ситуацию, чтобы решить, какие меры нужно предпринять, должны увидеть, какого рода обломки лежат на трассе – нет смысла торопиться.
А что происходит на трассе, имеет второстепенное значение. Круг в Сингапуре длинный, и у нас достаточно времени, чтобы принять правильное решение. Что мы и сделали.
Вопрос: Насколько близок был Серхио Перес к тому, чтобы ему показали чёрный флаг за столкновение с Сергеем Сироткиным?
Чарли Уайтинг: На этот вопрос мне сложно ответить. Но я бы сказал, что до чёрного флага оставалось ещё два шага, поскольку он мог получить 10-секундный штраф Stop&Go, и уже после этого идёт черный флаг. Но речь сейчас не о том, заслуживал он такого наказания или нет. Стюарды даже не выписали ему максимальный 10-секундный штраф – если бы они приняли такое решение, тогда до чёрного флага оставался только один шаг.
Вопрос: Вам не кажется, что эта ситуация напоминала то, что было в Баку в прошлом году, когда Феттель умышленно ударил машину Хэмилтона?
Чарли Уайтинг: Нет, поскольку в Баку на трассе был автомобиль безопасности, и вероятность того, что всё может закончиться крупной аварией, была меньше. Сегодня всё произошло на гоночных скоростях, но такое решение приняли стюарды.
Вопрос: Но ведь совершенно очевидно, что Перес сделал это умышленно…
Чарли Уайтинг: Я с ним не разговаривал, стюарды тоже, насколько мне известно. И всё-таки сложно поверить, что гонщик намеренно хотел ударить машину соперника. Полагаю, он приложил немало усилий, чтобы опередить Сироткина, и похоже, был несколько расстроен. Думаю, он неверно оценил расстояние между машинами.
Вопрос: Но до этого по ходу радиообмена с командой Перес жаловался на действия Сироткина – Force India ведь обращалась к вам по этому поводу?
Чарли Уайтинг: Когда команда к нам обратилась, мы проверили и не увидели никаких нарушений. Если честно, в тот момент Перес просто подъехал к машине Сироткина недостаточно близко.
Вопрос: Вам не кажется, что Перес слишком много жаловался? Мы часто слышали по радио, как он просил команду: «Скажите Чарли то, скажите Чарли это…» Что вы об этом скажете?
Чарли Уайтинг: Если гонщик просит команду обратиться ко мне, они далеко не всегда это делают. К счастью, команда всё это фильтрует… Сегодня по ходу гонки команды к нам обращались трижды: Force India по просьбе Переса, затем, конечно, в Mercedes были несколько встревожены из-за действий Грожана, поскольку в той ситуации Макс резко сократил отставание от Льюиса. И под конец разволновался Валттери…
Вопрос: Вам не кажется, что таких обращений становится всё больше?
Чарли Уайтинг: Нет, но на этой трассе сложно обгонять. Возможно, поэтому обращений такого рода было больше, чем обычно.
Вопрос: Это вы попросили Williams позвать Сироткина в боксы, когда его машина подцепила какие-то обломки?
Чарли Уайтинг: Да, я сказал, чтобы они позвали его на пит-стоп, потому что этот фрагмент колёсного диска мог упасть на трассу.
Вопрос: Вы ведь начали работать в FIA 30 лет назад, в 1988 году, когда команда McLaren одержала 15 побед – что вы помните о том сезоне?
Чарли Уайтинг: Если честно, это было очень давно, но я помню вот что: в Имоле они были на 3 секунды быстрее остальных, но никто не говорил, что в McLaren придумали что-то нелегальное – нет. Говорили, что Honda построила отличный двигатель, а у McLaren прекрасное шасси, поэтому они быстрее всех. Никто не подавал протесты, никто никого не обвинял.
В распоряжении FIA тогда были лишь самые базовые методы и инструменты, машины были намного проще, а правила – намного свободнее.
Вопрос: Вы скучаете по тем временам?
Чарли Уайтинг: В каком-то смысле, да. Но вернуться в прошлое невозможно. Когда пройдут нынешние времена, вы, наверное, тоже будете по ним скучать? Но это называется прогресс.