Чемпионат мира по гонкам на выносливость (World Endurance Championship) WEC оказался в непростой ситуации, и вывести его из кризиса могут только смелые и решительные меры. На прошлой неделе организаторы чемпионата, французский автомобильный клуб ACO и Международная автомобильная федерация (FIA), подтвердили, что к таким мерам они готовы – уже в следующем году серия начнёт радикально меняться.
В своём нынешнем виде чемпионат FIA WEC был создан совсем недавно, в 2012 году, но за эти пять лет, по сути, преодолел весь тот путь, что предыдущая глобальная серия гонок на выносливость, Чемпионат мира по гонкам спортпрототипов, проходил за свою 40-летнюю историю с 1953 по 1992-й.
Тот чемпионат прекратил своё существование в начале 90-х, когда достиг, казалось бы, пика своего успеха. Спортпрототипы становились всё быстрее, постепенно приближаясь по скорости к машинам Формулы 1, но команды платили за это высокую цену – в прямом и переносном смысле. Расходы стремительно росли, частные команды уже не могли выступать на таком уровне, да и для автомобильных компаний суммы, необходимые для разработки шасси и, в особенности, двигателей становились всё более ощутимыми.
Не только скорости, но и бюджеты команд тоже были уже сравнимы с Формулой 1, но Формула 1, за счёт гораздо более широкого охвата аудитории, давала гораздо лучшую рекламную отдачу, так что в конкуренции неизбежно выигрывала. В результате даже такие производители, как Mercedes и Peugeot, казалось бы, заинтересованные в участии в гонках на выносливость, использовали чемпионат спортпрототипов только как стартовую площадку перед главным автогоночным чемпионатом мира – и как только решили, что довели технологии своих двигателей до нужного уровня, перешли в Формулу 1. Замены им, из-за высоких расходов и сложного регламента, не нашлось, и сезон 1993 года пришлось отменить.
Примерно то же самое происходит в WEC и сейчас. Всего два года назад, в 2015-м, организаторы радовались своим успехам, когда в главной категории серии, LMP1, на «24 часа Ле-Мана» заявились сразу четыре заводские команды и две частные. Но Nissan покинула серию практически сразу после той гонки, Audi ушла в прошлом году, Porsche объявила об уходе по окончании этого сезона.
В категории остаётся одна лишь Toyota, но выступать без конкуренции для японцев нет никакого смысла, так что технический директор команды, Паскаль Васселон, недвусмысленно намекает, что если ситуация не изменится, они последуют примеру своих соперников. Однако новые участники приходить в LMP1 боятся, ведь стоимость разработки гибридного мотора, который используется в подкатегории LMP1-H, примерно такая же, как в Формуле 1, а путь в LMP1-L заводским командам закрыт.
Чтобы не допустить исчезновения серии, руководство чемпионата выработало целый ряд мер, которые вступят в силу уже в следующем году. Главными целями изменений было снижение расходов и повышение зрительского интереса к гонкам. При этом были реализованы многие идеи, предложенные ещё пять лет назад, при создании FIA WEC, но, по разным причинам, отложенные на будущее. В WEC открыто признают, что вернуться к этим идеям и поторопиться с их воплощением их заставила именно тревожная ситуация с заводскими командами в LMP1.
Одна из таких идей заключалась в том, что гонка «24 часа Ле-Мана» должна проходить не в начале и не в середине сезона WEC, а венчать его, став своего рода финальным матчем чемпионата мира. Учитывая, что за успех в этой гонке участники получают дополнительные очки, идея кажется вполне логичной.
Но дата проведения гонки в Ле-Мане фиксированная, знаменитый марафон всегда проходит в середине июня. Чтобы он завершал сезон, нужно начинать его осенью, а завершать в начале лета – и именно это в ACO и сделали! А чтобы состыковать нынешний календарь и будущий, в 2018-2019 годах нас ждёт переходный «суперсезон», который продлится 18 месяцев и будет включать в себя две гонки «6 часов в Спа», а главное – два «24 часа Ле-Мана»!
В то же время, чтобы снизить расходы, число этапов решено было сократить. Календарь 2017 года состоит из девяти этапов, тогда как в «суперсезоне», несмотря на значительно большую продолжительность, их будет всего восемь, начиная с сезона 2019-2020 годов – семь. Это не только уменьшит общее число поездок для команд – так как временные промежутки между этапами будут гораздо больше, команды смогут отправлять свои грузы морем, а не самолётами, что значительно дешевле. По подсчётам организаторов, это позволит сократить расходы команд уровня LMP2 на 20%.
В чемпионат вернётся гонка «12 часов Себринга» – именно она стала первым этапом новосозданного чемпионата FIA WEC в 2012 году, но с тех пор в календарь не входила, и все гонки WEC, за исключением Ле-Мана, были 6-часовыми. Однако это не те «12 часов Себринга», что проводит американская IMSA, хотя они и будут проходить на той же трассе в тот же уик-энд. Фактически, 15-16 марта 2019 года в Себринге пройдут две 12-часовые гонки – в субботу под эгидой IMSA, а в воскресенье – в рамках чемпионата FIA WEC.
Столь радикальный пересмотр календаря привёл к тому, что целый ряд этапов из него выпал – так, не будет в 2018-2019 годах 6-часовых гонок в Сильверстоуне, на Нюрбургринге, в Мехико, в Остине и Бахрейне. В дальнейшем одна или две из них могут вернуться, а могут появиться и новые этапы, причём, не обязательно 6-часовые. Перед началом сезона, в апреле, состоится 36-часовой пролог (фактически, тесты) на трассе Поль-Рикар.
Разумеется, изменения не ограничиваются календарём. Изменится как спортивный, так и технический регламент – хотя во втором случае в ACO ограничены своими собственными обещаниями не вносить радикальных изменений в правила LMP1 в ближайшие пару лет. В этой категории и так уже в 2018-м вступает в силу новый регламент, и именно ориентируясь на эти правила в чемпионат заявились такие частные команды, как SMP Racing и Manor.
Главным изменением станет как раз то, что понятие «частная команда LMP1» в следующем году станет чисто номинальным – отдельные зачёты LMP1-H и LMP1-L исчезнут, и все команды, заводские или частные, будут выступать в одном классе. Разницу в мощности между гибридными и негибридными двигателями организаторы постараются нивелировать, хотя гибриды всё равно сохранят преимущество за счёт более низкого уровня потребления топлива.
Как именно это будет сделано, будет объявлено позже, в течение нескольких недель. Известно, что регламент на шасси не изменится, а вот силовые установки организаторы постараются удешевить, а также обеспечить новым незаводским участникам категории LMP1 более широкий выбор моторов. В 2020 году изменения в техническом регламенте будут более серьёзными, хотя пока и неизвестно, в чём они будут состоять.
Несмотря на свою цену, гибридные двигатели останутся и в дальнейшем, после 2020 года – организаторы подчеркнули, что для них важно сохранить гибридные технологии, хотя они и постараются сделать их дешевле. Такое решение фактически пролоббировали сами автопроизводители, которым работа с подобными технологиями более интересна, чем с классическими двигателями внутреннего сгорания.
Правда, одна из компаний, подталкивавших ACO к такому решению (Porsche), покидает чемпионат. С другой стороны, на возможность возвращения в LMP1 в случае сохранения, но удешевления гибридных технологий в чемпионате, намекают в Peugeot, которым победы на «Дакаре» уже несколько наскучили. А за французами в LMP1 могут потянуться и другие – тем более, если окажется, что в отличие от нынешней ситуации, частные команды могут хоть что-то противопоставить заводским.
Календарь «суперсезона» FIA WEC 2018-2019 годов
Дата | Событие | Страна |
5-6 апреля 2018 | Пролог в Поль-Рикар | Франция |
4-5 мая 2018 | 6 часов Спа | Бельгия |
16-17 июня 2018 | 24 часа Ле-Мана | Франция |
13-14 октября 2018 | 6 часов Фудзи | Япония |
3-4 ноября 2018 | 6 часов Шанхая | Китай |
февраль 2019 | будет объявлено позже | |
15-16 марта 2019 | 12 часов Себринга | США |
3-4 мая 2019 | 6 часов Спа | Бельгия |
15-16 июня 2019 | 24 часа Ле-Мана | Франция |