В 2014-м Формула 1 перешла на гибридные силовые установки. С тех пор они активно дорабатывались, разница в мощности и эффективности моторов разных производителей сокращалась, а в начале следующего года силовые установки будут заморожены до вступления в силу нового регламента на двигатели в сезоне 2025 года. Журналисты немецкого Auto Motor und Sport проанализировали ситуацию.
Фактически, у Mercedes, Ferrari, Renault и Honda остался только один цикл доработки силовых установок – в этом году. В конце сезона они адаптируют новые моторы к более экологичному топливу E10, которое станет обязательным с 2022 года – и их конструкция будет заморожена на следующие три сезона.
В 2022-м в FIA проанализируют баланс мощности двигателей и решат, нужно ли в 2023-м дать одному из производителей возможность прибавить – только в том случае, если их силовые установки уступят лучшим более 2%. Предполагается сделать это без физической доработки, просто за счёт увеличения разрешенного расхода топлива – с согласия всех производителей.
Заморозка доработки моторов стала не только следствием ухода Honda. В федерации хотят избежать ситуации, когда мотористы Mercedes, Ferrari и Renault тратят свои усилия на доработку моторов в сезонах 2022-2024 годов, а какая-то другая компания всё это время разрабатывает мотор для 2025-го – и получает преимущество.
FIA и Формула 1 планируют ограничить бюджет мотористов до тех пор, пока не будет опубликован новый регламент на силовые установки. Потенциальные новые поставщики тоже должны будут его соблюдать – это защитит тех, кто уже участвует в чемпионате.
Сейчас специалисты думают над формулировкой регламента на сезон 2025 года. Спортивный директор Формулы 1 Росс Браун обозначил базовые ориентиры – моторы должны стать дешевле, эффективнее, легче, громче, экологичнее – и использовать перспективные технологии, интересные производителям.
Технический директор FIA Жиль Симон считает, что воплотить все эти, порой взаимоисключающие принципы, вполне возможно: «Нам поможет опыт инженеров за последние двадцать лет. Обладая этими знаниями, мы можем упростить многие элементы конструкции.
Действующие сейчас правила написаны больше десяти лет назад. В то время мы очень боялись, что в гибридной сфере начнётся дорогостоящая гонка вооружений, поэтому ввели ограничения по мощности. С тех пор мы многому научились и сегодня позволили бы большую свободу.
Новые моторы должны расходовать меньше топлива, меньше загрязнять атмосферу и иметь более эффективную электрическую составляющую. Аккумуляторы становятся всё мощнее – и мы будем использовать лучшие из имеющихся на рынке».
Предполагается, что в 2025-м силовые установки разных производителей в основном будут отличаться гибридной составляющей, а многие детали двигателя внутреннего сгорания будут унифицированы – и производители смогут покупать их друг у друга, что серьёзно сократит расходы.
Ограничив свободу в области двигателя внутреннего сгорания, в FIA могут отказаться от ограничения электрической мощности.
Жиль Симон: «Возможно, какой-то предел мощности, которую можно получить от батарей, мы всё же установим, но в рамках этого предела позволим производителям определять, на что они потратят эту энергию. Мы снизим затраты, определив в регламенте конструкцию аккумуляторов, но позволим на 100% использовать их возможности.
В результате гонщики, например, смогут использовать дополнительную энергию для борьбы за позицию. С сегодняшними технологиями это легко визуализировать на экране телевизора, чтобы болельщикам было понятно».