FIA vs BAR : Недовес в Имоле

Когда на февральской пресс-конференции президент FIA Макс Мосли заявил журналистам, что в случае нарушения регламента любая команда будет дисквалифицирована до конца чемпионата, вероятно он и не подозревал, что уже в начале мая одна из команд будет вызвана на заседание апелляционного суда по обвинению в обмане. В последний раз столь серьезные претензии были у FIA к раллийной Toyota в 1995-м и тогда использование нелегальных воздушных рестрикторов стоило команде исключения из чемпионата.

То, что произошло в Имоле попахивает настоящим скандалом. С одной стороны FIA хотелось бы укрепить свои позиции, с другой - попробуйте дисквалифицировать команду (если нарушение будет доказано), которую поддерживает автопроизводитель и несколько крупных спонсоров, в тот момент, когда чемпионат испытывает проблемы с количеством участников.

Так или нет, но эту тему старательно обошли в официальной прессе. Вопрос политический, поэтому расследуем ситуацию тщательно и, пожалуй, начнем сначала...

Дженсон Баттон

Все началось через пару часов после финиша гонки. Обычная процедура технической проверки - формальность, машины неоднократно изучаются по ходу уик-энда и, если нет замечаний, они не задерживаются в закрытом парке - через час команды получают их обратно, чтобы упаковать и отправить в дорогу.

Но в тот уик-энд процедура затянулась, шумные и многочисленные итальянские болельщики могли заметить стоявший на весах BAR Дженсона Баттона в окружении должностных лиц FIA и гоночного инженера команды Крейга Уилсона. Обычный пресс-релиз FIA о результатах технического осмотра задерживался, но за процедурой с интересом наблюдали представители Renault и Williams. Когда Джо Бауэр засунул эндоскоп в топливный бак BAR, специалисты поняли, в чем проблема...

В регламенте дважды говорится о минимальном весе машины. На первой квалификации с топливом и гонщиком она должна весить не менее 605 кг. В воскресенье утром машину взвешивают еще раз, но это скорее дань традиции - со стартовым количеством топлива она никак не может быть легче положенного. После гонки процедура иная - гонщик под присмотром стюарда взвешивается на электронных весах, а машину взвешивают и тщательно проверяют на соответствие регламенту. Потом два веса складываются и в сумме должны превышать 600 кг.

Сразу после финиша машина Дженсона весила 606.1 кг, прилично превысив необходимый минимум (обычно машины весят около 603 кг, в зависимости от количества топлива в баках). В баке должно было остаться не менее литра топлива, необходимого для взятия пробы на соответствие заявленным образцам. В 2004-м процедура взвешивания немного усложнилась, стюарды контролировали вес машины без топлива, чтобы исключить махинации на пит-стопах. Разумеется при этом вес машины с гонщиком по-прежнему должен был превышать 600 кг.

После предварительной проверки все три машины обладателей подиума Гран При Сан-Марино были признаны соответствующими регламенту, но глава технической группы FIA Джо Бауэр задал представителю BAR простой и интересный вопрос: "А нет ли в машине топлива"? И получил отрицательный ответ...

Джо Бауэр

Засунув эндоскоп в бак машины Баттона, Бауэр обнаружил в нём дополнительный резервуар, полный топлива. Такой резервуар сам по себе запрещен регламентом, а когда топливо слили, машина сразу вышла из рамок минимального веса - 594.6 кг. Скандал!

Фактически это говорило о том, что во время гонки, перед очередным пит-стопом машина под номером 3 могла весить меньше 600 кг и получить преимущество в скорости...

В подобном внимании FIA к BAR нет ничего странного. В межсезонье активно ходили слухи о том, что по ходу прошлого сезона команда использовала некоторые незаконные уловки, а источником этих слухов стал бывший сотрудник BAR, перешедший на работу в другую команду. Однако в межсезонье машины нельзя проверить на соответствие регламенту, в Австралии они досрочно зарулили в боксы, в Малайзии и Бахрейне выступили откровенно слабо, а вот в Имоле Баттон финишировал третьим - отличный повод для серьезной проверки.

Какое преимущество могла получить команда от этой махинации? Если исходить из того, что пустая машина весила 596 кг, а вес остальных машин соответствует квалификационным 605 кг (как это допустили в Autosport), то разница в девять килограмм - это 14.5 секунд на дистанции гонки. Очень солидное преимущество.. Естественно более легкая машина может затянуть пит-стопы (в Имоле на круг уходит около 3 кг топлива), а девять килограмм - это три круга в те времена, когда для победы достаточно и одного. К тому же в квалификации недостаток веса можно компенсировать оптимально расположенным балластом...

20 лет назад, как раз на Гран При Сан-Марино машина Алена Проста, выигравшего гонку, недотянула двух килограмм (из-за ошибки команды) до необходимого веса и гонщик без вопросов был дисквалифицирован. За два десятилетия точность измерений выросла и вдруг нехватка 5.4 кг на машине Баттона прощается, хотя этот пункт регламента не подразумевает двойного толкования...

Разумеется исполнительный директор BAR Ник Фрай тут же уверил прессу в том, что никаких претензий быть не может: "Мы представили стюардам всю необходимую информацию и они пришли к однозначному выводу - машина Дженсона полностью соответствует требованиям технического регламента. Акциями BAR владеют два крупнейших бренда, которые не могут позволить себе и малейшего отступления от правил".

Обычно стюарды просто подписывают то, что им предложено - их задача определить размер и вид наказания, но в этом случае итальянец Джузеппе Мускиони, швейцарец Пол Гуджар и японец Кацутоши Тамура игнорировали мнение Джо Бауэра, однозначно приняв аргументы команды, либо просто посчитали себя не слишком компетентными в столь неоднозначной ситуации. Бауэр доложил руководству федерации о своем несогласии с решением стюардов и уже утром было опубликовано официальное заявление FIA - у BAR есть десять дней на подготовку всех необходимых документов, дело будет разбираться апелляционным судом в Париже 4 мая.

Пресс-релиз FIA

Слушание, намеченное на 4 мая необычно в том, что руководство федерации намерено обжаловать решение собственных стюардов, которые после гонки подтвердили законность машины Баттона, а команде предстоит опровергнуть два аргумента. Первый - вес машины с пустыми баками не противоречит требованиям регламента. Второй - машина никогда не весила менее 600 кг по ходу гонки.

По первому вопросу защита команды может быть построена на том, что регламент напрямую не утверждает, что вес пустой машины должен превышать 600 кг, там сказано, что ее вес по ходу уик-энда не должен выходить за эту величину, а ведь с дополнительным баком машина спокойно прошла процедуру взвешивания. Да, в последние годы стюарды оценивали вес пустой машины, но в действующем регламенте по этому поводу ничего не говорится, равно как и о более простых методах контроля. К примеру там не описана процедура измерения числа колес или цилиндров в моторе. О процедуре измерения веса знали все и инженеры BAR в том числе.

По второму вопросу команда представит данные о заправке машины на пит-стопах, чтобы доказать свою невиновность. Тут дело больше в арифметике, хотя свои подводные камни тоже присутствуют.

Участники слушания на площади Согласия в Париже

4 мая в 11 утра местного времени в Париже начались слушания по делу BAR. Интересы команды защищал британец Дэвид Пэнник, один из лучших европейских адвокатов, участвовавший в разборе более пятидесяти спорных вопросов в Палате Лордов и двадцати дел в Европейской Комиссии по правам человека. Его оппонентами от FIA выступили технический делегат Джо Бауэр и двое его коллег - Крис Грут и Алан Фуллер.

Со стороны BAR присутствовали Ник Фрай, технический директор Джеф Уиллис, главный механик Алистер Гибсон, первый механик Дэрен Бикрофт и водитель командного трейлера Крис Фрай. Процесс посетил президент Honda Racing Development Ясухиро Вада и вице-президент Отмар Сафнауэр. Приехал в Париж и босс British American Tobacco Ник Брукс. Со стороны за разбором дела наблюдали юристы McLaren и Williams.

И, наконец, Апелляционный Суд - испанец Ксавьер Конеза, грек Василис Коуссис, австриец Эрих Седельмайер и канадец Пьер Туриньи.

Еще в начале заседания FIA четко обозначила свою позицию - федерация просит Суд исключить команду из чемпионата 2005 года и оштрафовать на один миллион Евро, обвинив BAR в желании получить незаконное преимущество над соперниками.

Процесс в Париже: FIA против BAR

Первой выступила обвиняющая сторона. Джо Бауэр изложил факты, сказав, что знал о существовании дополнительной емкости с топливом внутри бензобака BAR еще в Малайзии, где инспектировались баки всех машин на предмет их соответствия регламенту.

Защита BAR строилась на том, что внутри бака технический делегат FIA нашел не дополнительную емкость, а коллектор, необходимый для эффективной работы топливного насоса...

Джеф Уиллис: "Я еще раз хочу заявить о том, что о нарушении регламента не может быть и речи. Коллектор нужен для эффективной работы топливного насоса. Его минимально необходимая вместимость - 6 кг топлива, однако есть трассы, требующие большего запаса топлива, поэтому мы на треть увеличили его емкость. Это количество топлива нельзя считать балластом, как и любую другую техническую жидкость, которая есть в машине".

Удивительно, но вопрос о том, что машина Дженсона по ходу гонки весила меньше 600 кг даже не обсуждался, суд устроила информация о пит-стопах, представленная командой, тем более, что количество топлива, заливаемого в машину контролируется FIA. В конце концов команде удалось свести прения к выгодному для себя обсуждению толкования регламента и суд удалился на совещание, заявив о том, что окончательное решение будет объявлено на следующий день.

Ник Фрай, BAR: "Я доволен тем, как прошли слушания и верю, что Апелляционный Суд примет наши аргументы и оправдает команду. Сотрудники BAR ответили на все вопросы и показали себя настоящими профессионалами, а вопрос о том, что машина Дженсона по ходу гонки весила меньше 600 кг даже не обсуждался - наших доказательств оказалось достаточно - это хороший признак".

Представители FIA придерживаются другой точки зрения: "При разработке топливной системы инженеры BAR хотели ввести в заблуждение службу технического контроля FIA, предъявив машину с пустыми баками, хотя она не являлась таковой. Мы обвиняем команду в мошенничестве и надеемся, что суд действительно разберется в ситуации".

5 мая было объявлено решение Апелляционного суда, команда дисквалифицирована на две гонки, ее результат Гран При Сан-Марино аннулирован, кроме того, команда получила условную дисквалификацию на 6 месяцев с отсрочкой исполнения приговора на год.

После некоторых раздумий команда отказалась от дальнейших судебных разбирательств из-за сложностей применения европейского гражданского права в столь ограниченные сроки и пропустит Гран При Испании и Монако...

На следующий день Макс Мосли провел пресс-конференцию, в которой разъяснил позицию федерации в "Деле BAR". Вопрос можно считать закрытым...


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё