Один из главных интриг двух ближайших сезонов: сумеет ли Кими Райкконен прервать серию неудач и стать чемпионом мира, перейдя в Ferrari. Сомнений в его таланте нет, но достаточно ли этого для успеха? На этот вопрос ищут ответ эксперты британского еженедельника Autosport.
Ждать осталось недолго. Через неделю-другую Кими Райкконен пройдет свои первые круги за рулем Ferrari Формулы 1. Этот момент должен сказать о многом, ведь речь идет о первой встрече гонщика, которого считают самым быстрым в Формуле 1, с командой, машину которой в прошлом сезоне признали самой быстрой в пелетоне Гран При. И очень многие, в тот день, захотят получить ответ на главный вопрос: сумеет ли Ferrari перенести ту блестящую форму, которая она продемонстрировала на Гран При Бразилии-2006, на сезон 2007 года.
Кометой ворвавшись на небосклон Больших призов в 2001 году, Кими из мало кому известного гонщика Формулы Renault превратился в одного из наиболее перспективных пилотов Формулы 1. Когда McLaren пришлось искать замену Мике Хаккинену, она остановила выбор на его соотечественнике. Кими, в ту пору 21-летний финн, отличался такой же – если не большей – «разговорчивостью» в общении с прессой, как и Мика, но был невероятно быстр, что было совершенно очевидно на фоне его тогдашнего напарника по Sauber Ника Хайдфельда, известного своими скоростными качествами.
В 2002-м McLaren была самой многообещающей командой. Ну или почти самой… в 1998-99-м Мика Хаккинен в ее составе завоевал два чемпионских титула подряд, а в 2000-м сражался за титул с Михаэлем Шумахером и Ferrari до последней гонки. В 2001-м он выглядел уже не так сильно, но к тому времени Мика несколько охладел к работе, хотя временами и выдавал блестящие гонки, вроде Сильверстоуна-2001. Но, приглашая на его место столь же быстрого и жадного до побед финна, в McLaren рассчитывали на продолжение победных традиций. Однако Ferrari создала F2002 – и Шуми сделал на ней всех!
Ну а Райкконен, за рулем McLaren, заработал первый подиум уже в Мельбурне. Он показал лучшее время круга, сражаясь за второе место с Хуаном-Пабло, но справиться с колумбийцем не смог из-за небольшой ошибки. В тот год Кими еще трижды поднимался на подиум, но не на верхнюю его ступень, хотя в Маньи-Кур был от этого буквально на расстоянии вытянутой руки: после того, как Михаэля Шумахера наказали штрафным проездом по пит-лейн за пересечение сплошной белой линии на выезде из боксов. Эту ошибку помнят многие, Кими вышел вперед, но уступил лидерство, поскользнувшись на масле, оставленном Toyota Алана Макниша.
Сезон-2003 начинался для Кими многообещающе: третье место в Австралии и отличная гонка в Малайзии - первая победа и лидерство в чемпионате. Кими был в поле зрения до самого финала, но благодаря, скорее, удаче, чем скорости. В ответ на потрясающий Ferrari 2002 года, McLaren подготовила модель МР4-18, отличающуюся изощренными решениями в области аэродинамики, но она оказалась недостаточно надежной, и пока команда занималась доводкой на тестах, Кими сражался на модифицированной прошлогодней машине.
МР4-17D явно недоставало скорости, свидетельством чему всего два поула в том сезоне и только три быстрых круга, зато и шасси, и мотор Mercedes оказались достаточно надежны: за весь сезон у Кими был только один сход по техническим причинам.
А вот сезон-2004 с точки зрения надежности обернулся сущим кошмаром: из семи первых гонок Райкконену не удалось довести до финиша пять. Хуже того, МР4-19 уступал Ferrari F2004 и на трассе. Команда всерьез засучила рукава и к Гран При Франции подготовила значительно модифицированный вариант МР4-19В, совершив значительный прорыв. Уже следующую гонку, Гран При Великобритании, Кими начинал с поула. Ferrari все равно осталась впереди, но Райкконену удалось побороться с Михаэлем за победу – после того, как сейфти-кар собрал пелетон после аварии Ярно Трулли.
Проблемы с надежностью продолжали давать о себе знать, но этап в Спа сложился удачно и принес Кими вторую победу по итогам самой яркой гонки сезона. Кими в этот день продемонстрировал отвагу и расчет, блестяще обойдя Шумахера и Култхарда, а также тактическую сметку – когда намеренно блокировал Шумахера под сейфти-каром, не давая немцу как следует прогреть шины.
Наконец, в 2005 году McLaren предоставила Кими машину, достойную его таланта, и если она не ломалась, финн был самым быстрым на трассе. Семь побед позволили ему побороться за титул, но во второй части чемпионата исключительная надежность Фернандо Алонсо оказалась ценнее потрясающей скорости Кими. Их дуэль должна была продолжиться и в минувшем сезоне, но в очередной раз изменился регламент на резину и McLaren оказалась в проигрыше, не сумев перестроить философию своей машины, а Кими – не более чем статистом в сражении Шумахера и Алонсо.
Теперь, после 88 гонок, 9 побед , 11 поулов и 336 очков эра Райкконена-McLaren завершена. Этот период показал, что он обладает ослепительной скоростью, но не дал ответов на другие вопросы. Например, в какой степени на проблемах с надежностью McLaren отразился его агрессивный стиль вождения? На что он действительно способен как тест-пилот – насколько Кими помог команде, когда она занималась доводкой МР4-17D?
Ну и, разумеется, нельзя обойти стороной его склонность жить вне трасс в стиле Джеймса Ханта. Все эти истории с дельфинами, яхтами и клубами говорят о Кими, как о компанейском парне, но мешают представить его, как атлета, полностью преданного своем делу.
Если все это подытоживать, получается один большой вопрос: сможет ли Кими проявить себя в Ferrari?
Порассуждать на эту тему мы попросили людей из одного с Кими мира – мира Формулы 1.
Фелипе Масса, новый партнер по команде
«Для меня это серьезный вызов. Нет сомнений в том, что он – очень и очень хороший гонщик, и для меня это будет отличный опыт. Он молод, как и я, и мы безусловно постараемся сделать все, чтобы оказаться на высоте».
Ник Хайдфельд, бывший партнер по команде
«У меня есть мнение о том, как на фоне друг друга будут выглядеть Кими и Фелипе, но я вам его не скажу! Трудно будет заменить Михаэля, тем более, в Ferrari, ведь эта команда была построена вокруг него. Большинство его помощников работали с ним еще в Benetton, так что он находился в исключительном положении. Этой паре будет невероятно сложно найти столь же продуктивный способ работать вместе. Но, думаю, главные потери будут на техническом фронте, а не на гонщицком – ведь и Кими, и Фелипе – отличные гонщики».
Рубенс Баррикелло, гонщик Honda
«Сложный вопрос. Люди, окружавшие Михаэля, настолько верили всему, что он говорил, что теперь им придется нелегко, приспосабливаясь к новым методам работы – без Михаэля и Росса. Это может вызвать сложности и для команды, и для Кими. В период перестройки крайне важным будет отдача от него самого. Если он сразу начнет побеждать, они его полюбят. Если нет – их отношения продлятся недолго. Всегда любят тех, кто выигрывает».
Марк Уэббер, гонщик Red Bull Racing
«Он значительно отличается от Михаэля, это несомненно, но так же верно и то, что он обладает огромным талантом. В последние два года его измучили невероятно ненадежные машины. Учитывая, что он так быстр, он мог бы побольше поработать вне трасс. Как только он решит включиться в программу, результаты могут быть потрясающими».
Хейкки Ковалайнен, гонщик Renault
«Безусловно, в следующем сезоне он будет одним из фаворитов и самым опасным соперником. Ferrari мощно завершает каждый сезон, а то, что чемпионат все поведут на Bridgestone, уж никак им не во вред, верно! Думаю, он будет исключительно быстр, а уж с его скоростью – стоит выйти вперед, и Кими будет выигрывать гонки. Насколько я могу судить, он работает совсем не так, как Михаэль. Кими куда больше полагается на то, что делает команда, чем Михаэль – но это всего лишь иной метод работы».
Кеке Росберг, чемпион мира 1982 года
«Он будет изумительно быстр. Просто глупо задавать такой вопрос. Я убежден, что он сегодня самый быстрый в Формуле 1, а ничего другого Ferrari от него и не нужно. Не думаю, что команду сделал такой сильной именно Михаэль, как об этом говорят. Команда и сама может работать здорово, если у нее есть быстрый гонщик. Жан Тодт – грамотный глава команды и сможет обеспечить для Кими отличную поддержку. Правильно Кими сделал, что туда ушел».
Пэт Симондс, главный инженер Renault
«Его ждет тяжелая работа. Росс Браун сделал свое дело великолепно, сбив команду в одно целое, сделав ее умной, логичной и целеустремленной. Есть немалый риск, что без Росса она «поплывет». Если первые результаты окажутся хуже, чем ожидается, вот тогда мы и увидим ее истинный характер. Когда что-то подобное начинало происходить при Россе, он брал руль на себя и держал команду в руках. Посмотрим, как будет теперь. Не думаю, что им будет легко, учитывая постоянное давление со стороны итальянской прессы. Это трудное дело».
Жиль де Ферран, спортивный директор Honda
«Думаю, он отработает блестяще. Хороший гонщик – это хороший гонщик, а он один из двух лучших, сомнений нет. Мне не доводилось с ним работать, но, похоже, он действует совсем не так, как Михаэль. Но ведь успеха можно добиваться по-разному. Уверен, гонщику и команде понадобится какое-то время, чтобы сработаться друг с другом, но они достаточно сильны и умны, чтобы справиться со всеми трудностями, которые могут возникнуть у них на пути».
Мартин Уитмарш, директор McLaren
«Без Михаэля Шумахера ему там будет значительно комфортнее! Ferrari – очень итальянская команда, но в ее руководстве есть профессиональные люди. Кими хоть и замкнутый человек, но легко адаптируется к любым условиям, и сделает то, что делал у нас. Если нужно, он способен внести в вашу работу фантастический вклад, но если ему неохота работать, он просто пойдет поспать… Он – все еще молодой гонщик, а мы – амбициозная команда, вот и поглядим. Мы постараемся его обыграть в гонках, но хотим сохранить с ним контакты – и кто знает, что там случится в будущем…»
Рон Денис, глава команды McLaren
«Его ждет там совсем иная обстановка, чем у нас. Надеюсь, такая, в условиях которой он сможет реализовать все свои мечты. Ferrari тоже ждет несколько иная жизнь, чем прежде, при Михаэле – ей придется приспосабливается к сильным и слабым сторонам Кими. В общем, время покажет, что из этого выйдет».
Фрэнк Уильямс, глава Williams
«Я плохо знаю Кими, но когда он только пришел в Формулу 1, я подумал: «Боже мой, как же мы его прозевали?!» Ведь с самого начала он проявил себя как настоящая суперзвезда. Но сам он отнесся к этому недостаточно серьезно, что у меня вызывает сожаление. Мне все равно, чем он занимается вне гонок, но Михаэля отличал совершенно иной подход к делу, чем Кими, возможно, более профессиональный. И это ужасно обидно. Может, Жан Тодт сумеет привести его в чувство, и очень жаль, что вторую машину поведет не Михаэль – ведь это могла бы быть битва титанов. Я искренне надеюсь, что он изменится и проявит себя блестяще».
Сэм Майкл, технический директор Williams
«В последние три года Кими принадлежал к тройке лучших гонщиков, а следующий сезон он начнет в команде, которая сильнее всех выступала в конце 2006 года. Для Ferrari это новая ситуация, но я не вижу причин, которые помешали бы им быть на уровне. Уверен, он будет побеждать. И он должен начать побеждать как можно скорее, ведь на подходе немало сильных ребят: Нико Росберг, Роберт Кубица, Хейкки Ковалайнен, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, что просто здорово для Формулы 1, потому что это подхлестнет всех. Но у Кими все будет в порядке, потому что у него есть талант».
Марк Бланделл, экс-пилот Ф1, телекомментатор
«Думаю, это самый подходящий парень для Ferrari, который приходит в команду в нужный момент. То, что он быстр, не подлежит сомнению, как и то, что он настроен стать чемпионом мира – и можно не сомневаться, он уверен, что станет! Если не станет, вопросы о его возможностях не уйдут – но их станет еще больше».
Марри Уокер, телекомментатор
«Его ждет невероятно сложная задача – стать наследником гонщика, который переломил ситуацию в Ferrari с 1996 года. Не так-то просто быть лидером и вдохновителем вне кокпита, да при этом еще и гениально выступать в гонках. Но поскольку Кими исключительно быстрый гонщик, не понимаю, почему бы ему не быть вдохновителем, лидером, способным сплотить людей и повести их за собой. Мне он кажется человеком, способным выжать максимум из любой машины, которую он получает в свое распоряжение. Но, возможно, он не настолько хорош в том, что помогает сделать машину более быстрой, работая с людьми, которые ему помогают, как это умел делать Михаэль».