Не так давно Джо Савар писал о карьере Себастьена Бурдэ на страницах GP+, и сегодня есть повод процитировать этот материал – карьера француза в Формуле 1 завершена, Scuderia Toro Rosso объявила о досрочном разрыве контракта...
Джо Савар: "Бурдэ не мог не стать гонщиком. Его отец, Патрик, регулярно участвовал в соревнованиях по подъему на холм, в гонках туринга и спорткаров. Семья жила в Ле-Мане, и Себастьен родился в Clinique du Tertre Rouge – в 200 метрах от одноимённого поворота, рядом с прямой Mulsanne. Ребенком он часто бывал на гонках, а в 11 лет получил от отца детский карт на день рождения.
В 15 лет Бурдэ участвовал в тестах при отборе в программу поддержки молодых гонщиков компании Elf, которая через несколько лет сыграла большую роль в его карьере. С помощью Elf Себастьен прошел через Формулу Renault, в 1999-м выиграл титул в F3, и получил приглашение в F3000 от Prost Junior Team. В 2002-м, уже в Super Nova Racing, Бурдэ выиграл титул, который, правда, должен был достаться Томашу Энге, дисквалифицированному за употребление марихуаны.
Бурдэ участвовал в тестах Arrows и Renault, но не подписал контракт с Флавио Бриаторе, когда тот предложил стать его менеджером, и уехал в США. В дебютном сезоне, в составе Newman-Haas, француз стал лучшим новичком серии, а в 2004-м, 2005-м, 2006-м и 2007-м выиграл титул. Казалось бы, талант гонщика очевиден, но всегда крайне сложно давать объективную оценку, когда речь идёт об Америке.
Что же случилось с гонщиком, который ещё недавно безоговорочно побеждал в США? Как получилось, что он стабильно уступал молодым напарникам в Формуле 1?
Недавно Бобби Рейхол, бывший руководитель Jaguar Racing и владелец команды Indycar, говорил о Бурдэ: «В Америке Себастьен выступал за лучшую команду в лучшей машине, пока серия не перешла на шасси Panoz. После этого результаты были очень средними»
В Формуле 1 многие считают, что гонщики, приезжающие с Востока на Запад чаще добиваются успеха, чем те, кто приезжает с Запада на Восток. Есть несколько исключений – Жак Вильнев, возможно – Хуан-Пабло Монтойя, но Майкл Андретти, Алекс Дзанарди и Кристиано да Матта не блистали в чемпионате мира. Многим казалось, что Бурдэ станет ещё одним исключением.
Карьерой Бурдэ занимался Николя Тодт, сын Жана Тодта, к тому же Scuderia Toro Rosso использовала моторы Ferrari – в случае успеха был неплохой шанс построить карьеру.
Себастьен дебютировал в Гран При Австралии'08, его напарником стал молодой немец Себастьян Феттель, и многие удивились, когда Феттель квалифицировался девятым, а Бурдэ – лишь 17-м. Впрочем, в гонке всё складывалось лучше – француз ехал четвёртым, боролся с более быстрыми машинами, пока, за два круга до финиша, не отказал двигатель. В итоге Бурдэ был классифицирован на седьмом месте, заработав очки в дебютной гонке.
На самом деле, многое тогда решила удача. Бурдэ ехал 13-м, когда Дэвид Култхард и Фелипе Масса угодили в аварию на 28-м круге. Выехала машина безопасности, пит-лейн был закрыт, когда проезжали лидеры, и открылся, когда подъехал Бурдэ. В результате многим пришлось заехать кругом позже, и, вернувшись на трассу, они оказались позади Себастьена, который поднялся с 13-го на 6-е место. Еще две позиции принесли технические проблемы у Ковалайнена и Баррикелло.
Больше Бурдэ так не везло. В большинстве гонок Феттель имел преимущество, и, в конце сезона, перешел в Red Bull, в основную команду. Бурдэ остался – Toro Rosso нужно было сохранить преемственность, получив в напарники молодого Себастьена Буэми.
Команда всерьёз рассматривала и кандидатуру Такумы Сато, но его потенциал, как его ошибки, были хорошо известны. Потенциал Бурдэ все же оставлял надежду.
Франц Тост тогда комментировал ситуацию: «Феттель был проблемой для Бурдэ – так бывает всегда, если рядом с опытным гонщиком выступает молодой, но очень быстрый пилот. К тому же, после ChampCar, ему не так просто было освоиться в Формуле 1. Машины сильно отличались, в Америке Бурдэ привык к сликам, а здесь вынужден был адаптироваться к резине с канавками. Он неплохо провёл дебютный сезон и мог добиться большего в 2009-м».
Увы, добиться большего не удалось…
В Мельбурне'09 Буэми оказался сильнее в квалификации и финишировал седьмым в гонке. Бурдэ приехал восьмым, но не произвёл впечатления. В Малайзии француз доминировал над напарником, но в Китае Буэми удалось пробиться в финал квалификации, а Бурдэ выбыл уже в первой сессии. Ситуация менялась от гонки к гонке, но не менялась тенденция – молодой Буэми имел преимущество, и руководство команды уже открыто критиковало француза, а в Монако впервые заговорили о том, что Бурдэ может досрочно покинуть Toro Rosso".
16 июля 2009 года, после девяти первых Гран При сезона, Scuderia Toro Rosso подтвердила расставание с Себастьеном Бурдэ. Карьера французского гонщика в Формуле 1 завершена…