Увеличение числа обгонов в Формуле 1 – одна из главных задач FIA. Несколько лет специальная техническая рабочая группа анализировала информацию и готовила предложения, реализованные в регламенте на сезон 2009 года, однако эффект оказался минимальным.
Федерация планировала добиться 50%-го сокращения прижимной силы по сравнению с сезоном 2006 года, однако кропотливая работа инженеров и специалистов по аэродинамике, вместе с внедрением двойных диффузоров, свела на нет усилия FIA.
Росс Браун, руководитель Brawn GP: «Основной задачей рабочей группы по увеличению числа обгонов было снижение аэродинамической прижимной силы при увеличении механического сцепления с трассой. Но задолго до начала сезона я понял, что аэродинамическая эффективность новых машин будет значительно выше, чем ожидалось, и это произошло до внедрения двойных диффузоров. Я сообщил об этом членам рабочей группы, однако моя идея об ужесточении правил была принята в штыки».
В этом свете любопытен комментарий Падди Лоу, главы инженерного департамента McLaren: «Когда мы продолжали дорабатывать машину в 2008-м, а Росс Браун уже вовсю трудился над машиной для 2009-го, он сообщил, что аэродинамическая эффективность модели уже составляет около 70% от уровня 2008 года. Сначала мы подумали, что он ошибся, но Росс настаивал. Мы ему не поверили».
В 2010-м обгонять станет ещё сложнее, команды готовят более эффективные варианты двойных диффузоров, оптимизированных с учетом общей концепции машин. Воздушный поток будет ещё больше мешать гонщику, находящемуся сзади, но есть мнение, что главным вектором в деле увеличения числа обгонов должна стать работа с конфигурацией трасс...
Мартин Уитмарш, руководитель McLaren: «Допустим, в чемпионате 18 трас и около 350 поворотов. 90% всех обгонов происходят только в десяти из этих 350 поворотов. Думаю, это наглядно демонстрирует, что конфигурация трассы – ключевой момент. Все мы заняты текущими вопросами, у нас просто нет времени на то, чтобы должным образом заняться проблемой обгонов, хотя все понимают, насколько она важна».
Согласно статистике, несмотря на все усилия, число обгонов в 2009-м оказалось лишь на 20% больше по сравнению с 2008-м. Едва ли этого достаточно...