Едва ли какая-то техническая новинка привлекла за последний год такое внимание, как двойной диффузор. Это решение, лежащее в рамках технического регламента, но дающее серьезное преимущество над соперниками, впервые появилось на машинах Brawn BGP001 в самом начале сезона 2009 года. После короткой и яростной дискуссии было признано, что нарушения правил здесь нет – и все соперники стали лихорадочно внедрять что-то подобное и на своей технике.
Впрочем, им это не помогло – по итогам чемпионата мира сильнейшими, как известно, все равно cтали Brawn GP и пилот этой команды Дженсон Баттон.
Но кому же пришла в голову смелая идея хитрого диффузора? Сегодня, спустя полтора года после ее первого оглашения на техническом собрании в команде Honda, покров тайны над этой небезынтересной историей приоткрывает Джон Оуэн. Сейчас он работает в Mercedes GP, а в 2009-м занимал должность главного специалиста по аэродинамике в Brawn.
«В 2008 году, когда наша команда еще называлась Honda, мы запустили три параллельных проекта, – рассказал он на страницах F1 Racing. – Кстати, порой в прессе можно прочесть, что на самом деле их было восемь или десять, и было задействовано столько же аэродинамических труб, но это не имеет ничего общего с реальностью. Инженеры из Super Aguri работали в Теддингтоне, районе Лондона, специалисты Honda – в Японии, а наши сотрудники – на базе в Брэкли.
С самого начала мы пытались действовать в едином русле: бригады были полностью независимы друг от друга, что давало нам шанс увидеть, что предложит каждая из них. Когда технический регламент меняется – легко выбрать неверный путь. Но имея три проекта и сравнивая их, мы могли этого избежать.
Первый вариант машины был собран в июне 2008-го в Брэкли, а уже в июле мы приступили к ее активной доработке. Кстати, примерно в это же время большинство команд Формулы 1 тоже определились со своими концепциями. Но было бы неверно утверждать, что мы сразу добились значительного преимущества, однако мы лучше понимали достоинства и недостатки различных вариантов.
Если же говорить о диффузоре, то все три группы быстро пришли к выводу, что правила предоставляют некоторую свободу действий, хотя мы и не собирались заходить слишком далеко. Идея поступила от японской группы – выражаю им огромное уважение за такое прочтение регламента. Инженер по имени Мина, энтузиаст своего дела, изучил правила и спросил: «А можем ли мы сделать вот так?» Именно он первым собрал работоспособный диффузор – это было где-то в конце июля – начале августа».
А ведь это изобретение могло пропасть для Формулы 1, если бы Росс Браун не убедил Боссов Honda передать ему команду. Возможно, именно уверенность в том, что двойной диффузор непременно сработает, и придала Россу необходимую настойчивость на долгих зимних переговорах.
В итоге же можно констатировать, что Дженсон Баттон и Brawn GP во многом обязаны своим триумфом простому японскому инженеру, полного имени которого история не сохранила…