С переходом на новый регламент в 2014 году, возросла роль представителей FIA, проверяющих по ходу гоночного уик-энда машины на соответствие правилам. Об особенностях этой работы рассказал технический делегат FIA Джо Бауэр.
Джо Бауэр: «В среду накануне Гран При к обеденному времени все должно быть готово к работе. После этого команды могут прийти к нам и провести проверки на эластичность отдельных деталей или другие проверки, но, в любом случае, они должны заранее подать заявку на проведение такой проверки. Затем в четверг в 8.30 утра мы собираемся на трассе для проведения первичной технической инспекции. Проводится совещание с инспекторами и другими сотрудниками проверяющей бригады, и в 10.00 начинается работа. В значительной степени основная задача состоит в том, чтобы все машины соответствовали требованиям безопасности.
В каждой стране нам выделяют 30 инспекторов, которые занимаются проверками машин, резины и боксов. Каждая машина проходит проверку, и это должно быть сделано до 16.00, после чего мы отправляем отчет стюардам, и они публикуют список участников. Затем мы регулярно проводим проверки машин по ходу гоночного уик-энда.
В командах работают умные люди, и наша задача состоит в том, чтобы понять, что они придумывают. Если мы что-то находим, то сообщаем об этом Чарли Уайтингу. Если нам что-то не нравится, мы советуем командам исправить это. Если что-то обнаруживается на машине во время свободных заездов, то мы просим внести изменения до квалификации. Если команды этого не делают или если после квалификации мы находим на машине нечто нелегальное, то опять же сообщаем стюардам.
На предсезонных тестах мы видели, что команды экспериментировали с эластичными аэродинамическими элементами. Конечно, на тестах они могут делать всё, что хотят, ведь это не запрещено. Например, на некоторых машинах я видел решения, которые не получили бы разрешение на использование в этом году, например, подпружиненные аэродинамические элементы. Подобные вещи команды не должны устанавливать на машины. С начала сезона запрещено использовать любые механические элементы, оказывающие влияние на аэродинамику.
В первой половине чемпионата команды пытаются понять особенности новых машин, однако это вовсе не означает, что даже на этой стадии они не будут искать лазейки в регламенте. Как я уже говорил, в командах работают невероятно умные специалисты, и мы должны соответствовать их уровню. Это постоянное соперничество. Предугадать, какие новинки они поставят на машины, нереально, но можно усложнить им задачу».
Помимо технических проверок, представители FIA изучают программное обеспечение на предмет соответствия регламенту. У таких проверок свои особенности, о которых рассказывает Алан Прюдом, руководитель группы FIA по анализу программного обеспечения.
Алан Прюдом: «До этого года всё программное обеспечение, отвечающее за управление двигателем, коробкой передач, дифференциалом, сцеплением и так далее, имело стандартный программный код. В этом году у команд больше свободы, поскольку у них есть возможность создавать свой код. Они работают в рамках всё того же стандартного блока управления ECU, как и в прошлом году, однако есть некоторые области, в которых мы позволяем им вносить коррективы.
В первую очередь это касается таких вещей, как управление системой рекуперации энергии, алгоритмов, в соответствии с которыми идет накопление энергии в силовой установке. Выбор тактических схем связан с выбором режима использования мощности силовой установки: в какой пропорции эта энергия вырабатывается двигателем внутреннего сгорания, а в какой мере зависит от батареи и мотор-генератора.
У команд есть определенная свобода в работе с новыми технологиями, такими как турбонаддув. Однако большинство элементов, имеющих отношение к шасси – например, коробка передач и дифференциал – имеют стандартное программное обеспечение, которое команды могут только конфигурировать, но фактически не могут изменять его.
Я работаю в Формуле 1 уже 20 лет, и в этом году у нас самые сложные силовые установки, с которыми только приходилось иметь дело. Должен сказать, конструктивно они намного сложнее, чем прошлые моторы V8. Это прибавило работы и командам, и нам – вместе мы продолжаем изучать особенности новых силовых установок».