В последние годы тема «Женщины в автоспорте» обсуждается весьма активно и с разных точек зрения, а примеров того, что представительницы прекрасного пола могут многого добиться, выступая наравне с мужчинами, становится всё больше.
Тем не менее, вряд ли кто-то будет спорить, что отношение к девушкам, которые мастерски укрощают могучую гоночную технику, остаётся достаточно настороженным, если не сказать скептическим. И это в наше просвещённое время, что уж говорить о годах минувших. Тем более заслуживают уважения гонщицы, успешно выступавшие в тех или иных видах авто- и мотоспорта в ХХ веке. Тут можно вспомнить пример удивительной чешской спортсменки Элишки Юнковой, первой женщины в истории, выигравшей гонку класса Гран При, а в 1928 году едва не победившей в Targa Florio, знаменитом соревновании по дорогам Сицилии.
За круг до финиша она лидировала за рулём Bugatti, опережая Луи Широна, и только из-за технических проблем вынуждена была сбросить скорость – в итоге Юнкова заняла 5-е место, опередив многих пилотов, впоследствии ставших легендарными – среди них Тацио Нуволари и Луиджи Фаджоли.
Имя финской гонщицы Тару Ринне сегодня мало кому известно даже у неё на родине, поэтому телеканал Yle на днях пригласил её принять участие в спортивной программе, и она рассказала весьма любопытные вещи.
В своё время она дважды выигрывала чемпионаты Финляндии по картингу. В 1979-м в борьбе за титул Тару опередила Мику Хаккинена, годом позже уступила Мике Сало, а в 1982-м вновь стала чемпионкой.
Даже сегодня Хаккинен, отвечая на вопрос о самых сложных соперниках за все годы карьеры, отвечает, что в Формуле 1 это был Михаэль Шумахер, а в картинге – Тару Ринне.
«Я думала, что после картинга буду выступать в молодёжных формулах, ведь моей целью было когда-нибудь попасть в Формулу 1, но планы изменились», – вспоминает Ринне.
Удивив многих, в возрасте 20 лет в 1988-м она дебютировала в чемпионате мира по мотогонкам в классе 125 куб. см. В 1989-м Тару показала 2-й результат в квалификации в Хоккенхайме, а потом даже лидировала в гонке, но финишировала 7-й. Этот результат остался лучшим в её карьере.
«Я доказала, что ничего невозможного нет, это стало своего рода сенсацией, – рассказала бывшая гонщица. – Увы, на тестах в Поль-Рикаре я получила травмы обеих ног, большинство связок было порвано, и процесс реабилитации после хирургических операций занял много времени. Пока я восстанавливалась, пропустила много гонок».
Сезон 1991 года стал последним в её карьере в мотоспорте, хотя она была намерена продолжать, а спонсоры были готовы её поддерживать. Но однажды она получила письмо за подписью Берни Экклстоуна, который в тот период занимал должность вице-президента FIA.
«Экклстоун тогда решал, кто будет выступать даже в мотогонках, – пояснил Хейкки Культа, известный финский журналист, корреспондент газеты Turun Sanomat. – Он отправил Тару письмо, в котором сообщал, что в следующем году она уже не будет выступать в чемпионате мира».
Ринне до сих пор говорит о той истории с сожалением: «Меня расстроило, что решение принял человек, который меня вообще не знал, он даже не знал, что я женщина. Вспоминать те времена не хочется. Письмо Экклстоуна стало самым большим разочарованием в моей жизни».