Пока соперники пытаются найти компромисс между амбициями и бюджетом, в Toro Rosso планомерно готовят пилотов молодёжной программы Red Bull. Сезон получился успешным – команда заняла седьмую строчку в Кубке конструкторов, порой на равных вела борьбу с Red Bull Racing и делегировала в «старшую» команду вчерашнего дебютанта Даниила Квята.
Scuderia Toro Rosso |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2014 | 19 | 7 | 30 | 5 | 6 |
2013 | 19 | 8 | 33 | 5 | 6 |
2012 | 20 | 9 | 26 | 6 | 8 |
2011 | 19 | 8 | 41 | 7 | 7 |
Жан-Эрик Вернь | 19 | 13 | 22 | 6 | 6 |
Даниил Квят | 19 | 15 | 8 | 5 | 9 |
Новую STR9 представили журналистам накануне первого дня тестов в Хересе, а руководитель команды Франц Тост заявил, что задача на предстоящий год – подняться на строчку выше в Кубке конструкторов. Машина была разработана под руководством технического директора Джеймса Ки, который присоединился к Scuderia Toro Rosso в сентябре 2012-го и сразу сосредоточился на этом проекте – слишком серьёзными были перемены в регламенте.
Жан-Эрик Вернь остался в команде, а перешедшего в Red Bull Racing Даниэля Риккардо сменил россиянин Даниил Квят, завоевавший титул в GP3. Многие считали, что Даниил слишком молод, что уровень GP3 не позволяет полноценно подготовиться к Формуле 1, но решения спортивного консультанта Red Bull Хельмута Марко не раз доказывали свою эффективность. В команде признавали определенный риск, но предпочли 19-летнего россиянина другим участникам молодёжной программы. Квят доказал свою скорость, а опыта из-за ограничений на тесты сейчас мало у всех новичков.
Из-за проблем с силовой установкой Renault подготовка к сезону у тех, кто использовал французские моторы, была сорвана, особенно сложно пришлось дебютантам. Квят проехал на зимних тестах лишь 208 кругов, но уже в первой гонке финишировал девятым, став самым молодым пилотом в истории Формулы 1, заработавшим очки, и лишив скептиков повода для критики. Потом были очки в Малайзии и Китае – после начала сезона всё для россиянина складывалось позитивно, многие отмечали, что он быстро учится, хорошо взаимодействует с инженерами и обеспечивает качественную обратную связь.
Оба гонщика Toro Rosso часто пробивались в финал квалификации, но в гонках всё складывалось не так хорошо – на дистанции машинам часто не хватало скорости из-за недостаточно эффективной аэродинамики и высокого износа резины, а большинство мест в призовой десятке в 2014-м доставались гонщикам, выступавшим с моторами Mercedes.
Результаты Квята и Верня в первой половине сезона оказались очень близки – и в квалификациях, и в гонках – к летнему перерыву они оба по четыре раза заработали очки.
В августе в Toro Rosso объявили о подписании контракта с Максом Ферстаппеном, что свидетельствовало о расставании с Вернем – француз сразу заявил, что ищет новые варианты на 2015-й. Потом у него вновь появилась надежда, когда в Red Bull Racing пригласили Квята на замену решившему расстаться с командой Себастьяну Феттелю, но доктор Марко и так дал Жану-Эрику три сезона, чтобы гонщик смог продемонстрировать свой потенциал, а дольше трёх лет прежде за Toro Rosso никто не выступал.
После летнего перерыва только в одной гонке Квят заработал очки, финишировав девятым в Спа. Потом был впечатляющий прорыв в Монце, когда Даниил закончил гонку 11-м после старта с 21-й позиции из-за замены мотора.
Поломок и технических проблем во второй половине чемпионата было много, Квят стал единственным в этом году, кому пришлось использовать седьмой двигатель внутреннего сгорания при пяти разрешенных. Штрафы сказались на результатах, в итоге россиянин набрал лишь восемь очков против 22-х у француза, но получил главный приз программы Red Bull – переход в Red Bull Racing, а Верня в следующем году заменит Карлос Сайнс-младший.
В Абу-Даби Даниил подвёл итоги года в интервью для читателей F1News.Ru: «В начале сезона у меня было много хороших гонок, когда обстоятельства, возможно, складывались для меня весьма удачно. Возможно, эти гонки меня слегка расслабили. Но в какой-то момент летом я понял, что на самом деле ещё вообще ничего не сделано, что я могу многому научиться.
После летнего перерыва я начал работать с удвоенной силой. Понял, что в гонках мне есть, над чем работать. Наш гоночный инженер Фил Чарльз всегда был откровенен со мной, порой даже выговаривал какие-то вещи весьма жестко. Не подумайте ничего плохого – у нас прекрасные отношения. В итоге он был прав, что говорил всегда прямо. Я это ценю.
Его советы и опыт очень помогли. Мне нужно было много работать над тем, чтобы понять, как ведет себя резина в гонке. Я начал работать как надо, можно сказать, со Спа. С тех пор почувствовал себя увереннее, увидел, что прогресс идет быстрее. Это было очень полезно».
В Toro Rosso завершили очередной цикл и движутся дальше – любопытно будет понаблюдать в 2015-м за выступлениями самой молодой пары дебютантов в истории Формулы 1.