Выводы комиссии по расследованию аварии Жюля Бьянки

Логотип FIA

В Сочи было подтверждено создание специального экспертного совета под руководством Питера Райта, главы Комиссии по безопасности FIA, для расследования обстоятельств аварии Жюля Бьянки в Сузуке. Сегодня пресс-служба FIA опубликовала результаты работы комиссии и её рекомендации по повышению безопасности.

«На 43 круге Гран При Японии Жюль Бьянки потерял контроль над машиной Marussia в 7-м повороте и врезался в передвижной кран, эвакуировавший Sauber Адриана Сутила, попавшего в аварию за круг до этого, – сказано в выводах комиссии. – Бьянки получил угрожающие жизни травмы головы, и был доставлен в госпиталь на машине скорой помощи. В момент инцидента шел дождь, погодные условия на трассе ухудшались. На том участке, где произошла авария, действовали двойные желтые флаги после аварии Сутила.

Сбором всех доказательств и прочей информации об аварии Бьянки занималась комиссия из десяти человек, назначенная FIA. Комиссия подготовила 396-страничный отчет с выводами и рекомендациями, которые могут быть применимы во всех видах гонок. Отчет представлен на заседании Всемирного совета FIA.

Выводы

Изучение событий, предшествовавших аварии Бьянки, показало, что к инциденту привёл ряд факторов, способствовавших аварии, но ни один из них не мог стать единственной причиной.

1. Размер полусухой гоночной траектории в седьмом повороте был резко сужен из-за воды, которая пересекала трассу и текла по склону вдоль полотна. Оба, Сутил и Бьянки кругом спустя, из-за этого не справились с управлением в седьмом повороте.

2. Машину Сутила эвакуировал мобильный кран, когда Бьянки находился на участке между седьмым и восьмым сектором, включающим в себя седьмой поворот. На этом участке действовал режим двойных желтых флагов.

3. Бьянки недостаточно замедлился, чтобы не потерять контроль над машиной в том же самом месте трассы, что и Сутил.

4. Если бы гонщики соблюдали требования двойных желтых флагов, как это изложено в приложении H, статьи 2.4.5.1.b, никто из участников соревнований и должностных лиц не оказались бы в физической опасности.

5. Действия, предпринятые после аварии Сутила, выполнялись в соответствии с правилами и их интерпретациями на основе предыдущих 384 инцидентов за последние восемь лет. Если не учитывать, что произошло позднее, не было никаких причин выпускать на трассу автомобиль безопасности до или после аварии Сутила.

6. Бьянки потерял контроль над машиной из-за избыточной поворачиваемости, выехав за пределы трассы раньше, чем Сутил, он продолжил движение к барьеру. К сожалению, мобильный кран находился перед этой частью барьера, в результате Бьянки врезался в заднюю часть крана на высокой скорости.

7. На протяжении двух секунд, когда машина Бьянки выехала за пределы трассы и двигалась в зоне вылета, он двумя ногами нажимал одновременно на педали газа и тормоза. Алгоритм FailSafe, разработанный для того, чтобы не допустить перегазовок и выключить двигатель, не сработал, поскольку был заблокирован системой Torque Coordinator, которая контролируется системой Brake-by-Wire задних колес. На Marussia Жюля Бьянки установлена уникальная система Brake-by-Wire, которая несовместима с настройками FailSafe.

8. Тот факт, что система FailSafe не смогла заглушить двигатель, который в тот момент контролировался гонщиком, возможно, повлиял на скорость удара, однако это невозможно достоверно установить. Однако, вполне возможно, что Бьянки отвлекся на происходящее и на то, что его передние колеса были заблокированы, поэтому был не в состоянии предотвратить столкновение с краном.

9. Бьянки ударился шлемом о нижнюю часть крана. Сила и угол удара привели к тяжелым травмам.

10. Все спасательные мероприятия и действия медиков в значительной степени способствовали сохранению жизни Бьянки.

11. Использование закрытого кокпита или защитной «юбки» крана не смягчили бы тяжесть травм, полученных Бьянки. Ни один из этих подходов нельзя считать практичным, учитывая огромные силы, действовавшие в момент столкновения 700 килограммовой машины и крана весом 6500 кг на скорости 126 км/ч. Защитная структура машины Формулы 1 просто недостаточно прочна, чтобы поглотить энергию такого удара, и при этом избежать разрушения кокпита.

В корне неправильно пытаться сделать гоночную машину, которая могла бы выдержать удар такой силы от столкновения с тяжелым краном. Необходимо предпринять меры, препятствующие столкновению машины с краном и/или маршалами, работающими рядом.

Рекомендации

Предложен ряд рекомендаций, актуальных для всех видов автоспорта. Они включают:

1. Новые правила двойных желтых флагов. Предлагаемая новая формулировка приложения H статьи 2.4.5.1 b: «Дирекция гонки может накладывать ограничения скорости на любом участке трассы, где показываются двойные желтые флаги».

Предполагается, что Рабочая группа, состоящая из директоров гонок FIA и стюардов, проведет встречу, на которой разработает более подробные правила и принципы для применения нового положения, чтобы его можно было использовать уже с 2015 в международных кольцевых гонках.

2. Необходимо провести оценку программного обеспечения, критически важного с точки зрения безопасности, принять меры по проверке его работоспособности.

3. Дренажная система. Рекомендуется пересмотреть дренажную систему автодромов, чтобы включить в нее и систему дренажа подъездных дорожек внутри трассы.

4. Правило 4-х часов. Статья 5.3 Спортивного регламента гласит: «Если гонка была приостановлена, то суммарная продолжительность гонки не может превышать четырех часов». Предлагается так изменить правила, чтобы время старта гонки было не позднее, чем за четыре часа до заката или наступления сумерек, за исключением ночных гонок.

Также рекомендуется пересмотреть календарь Формулы 1, чтобы, по возможности, избежать проведения гонок во время местных сезонов дождей.

5. Суперлицензия. Предполагается, что все гонщики, которые впервые получают суперлицензию, должны пройти ознакомительный курс по изучению процедур, связанных с управлением гонкой Формулы 1 и мерами безопасности. Также предполагается, что гонщики, впервые получившие суперлицензию, должны будут пройти тест на знание соответствующих правил.

6. Необходимо пересмотреть уровни риска в Формуле 1, чтобы выявить проблемные места, такие как непредвиденные стечения обстоятельств, способные привести к серьезной аварии.

7. Шины. Одна из задач гонщика – пилотирование машины как можно быстрее, учитывая условия на трассе и характеристики шин. Хотя характеристики шин Pirelli не оказали влияния на аварию Бьянки, в любом случае, поставщику резины рекомендуется модернизировать и проводить тесты дождевой резины перед каждым сезоном Формулы 1 с тем условием, чтобы уже на первом этапе в распоряжении команд были самые последние разработки».

Текст: . Источник: FIA
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё