Итальянский журналист Лео Турини знаком с Флавио Бриаторе уже больше четверти века и полагает, что бывшего руководителя команды Benetton/Renault всегда интересно слушать, а в его мнении есть рациональное зерно, даже если с ним не всегда можно согласиться. В недавней беседе с Турини Бриаторе дал свою оценку ситуации в современной Формуле 1…
Флавио Бриаторе: «Суть в том, что Формула 1 – единственный спорт в мире, где огромные деньги тратятся на то, чтобы снизить зрелищность. И должен сказать, они в этом действительно преуспели. Переход на гибридные двигатели – очень серьёзная ошибка. Из-за того, что они такие тихие, снизился эмоциональный накал, кроме того, теперь развитие технологий в Формуле 1 идёт в направлении, мало интересном широкой публике. И, разумеется, эти силовые установки обходятся безумно дорого.
Вся система построена в корне неправильно. Сейчас объясню: я считаю, что Формула 1 должна быть соревнованием гонщиков, а не конструкторов. Мы должны максимально нивелировать разницу в возможностях машин, хотя я не призываю к превращению чемпионата в монокласс, это было бы глупо.
Но когда вы внедряете новые технологии, и выясняется, что одна из команд, в данном случае Mercedes, добивается огромного преимущества над соперниками, не надо удивляться, что зрительский интерес к Формуле 1 снижается. Я не виню Mercedes, они отлично поработали, готов снять перед ними шляпу. Но когда машины стали такими, как сейчас, как понять, кто из гонщиков лучше, Алонсо или Хэмилтон, Росберг или Райкконен?
Аргумент о том, что так было всегда, некорректен, потому что я выигрывал чемпионаты мира с Михаэлем Шумахером и с Фернандо, и нельзя сказать, что в те времена их машины были намного быстрее техники соперников.
За те пять лет, что Алонсо выступал в Ferrari, мы слышали немало всякой чепухи. В Италии его хорошо приняли, у него сложились неплохие отношения с командой, с людьми, которые работают в Маранелло. Да, под конец возникло непонимание с руководством Скудерии, но ничего серьёзного, ситуация была небезнадёжной - такое бывает, когда результатов слишком долго нет.
Я никогда не копаюсь в прошлом, мне не хочется вновь возвращаться к делу, которым я когда-то занимался, но я убеждён в одном: если бы в 2010 году на капитанском мостике в Ferrari был я, гарантирую, в Абу-Даби титул выиграл бы Фернандо. Даже комментатору телеканала RAI было понятно, что в Ferrari выбрали неверную тактику! И это единственный момент за пять лет работы Фернандо в Маранелло, действительно достойный сожаления.
Не думаю, что Скудерии удастся быстро добиться побед, учитывая, сколь хороши силовые установки Mercedes. Но уже на первых тестах мы увидели обнадёживающие признаки. По-моему, назначение Маурицио Арривабене руководителем команды Ferrari – это хороший выбор, он неплохо знает Формулу 1. Если говорить о Феттеле, то лично мне он нравится, но всё будет зависеть от того, какую в Ferrari построят машину…
От перехода Алонсо в McLaren выиграют все. Полагаю, адаптация потребует какого-то времени, но я убеждён, Honda вернулась не для того, чтобы довольствоваться плохими результатами. Мы ещё увидим, как их проект будет развиваться по ходу сезона, и к этой теме можно будет вернуться.
Если бы меня спросили о будущем Формулы 1, я бы вернулся к тем идеям, которые мы когда-то высказывали вместе с Лукой ди Монтедземоло, работая в рамках ассоциации FOTA. Во-первых, надо лишить инженеров права диктовать всем свои решения, чтобы технологии не были слишком сложными и недоступными для понимания публикой. Во-вторых, надо сделать всё, чтобы вернуть зрительский интерес. В-третьих, Формула 1 – это звук, поэтому надо добиться, чтобы моторы стали громче… И надо создать условия, чтобы маленькие команды могли сводить концы с концами.
А что касается истории с моими счетами в Швейцарии, то уже 25 лет я живу за границей, я никогда ничего не скрывал, и если кому-то понадобятся более подробные объяснения, я готов их дать. Мне кажется, итальянское правительство вообще должно меня наградить за то, что на протяжении длительного времени я инвестирую средства в экономику этой прекрасной страны, и могу заверить, что это не так просто делать…»