Британский журналист Джо Савар анализирует события, происшедшие в Формуле 1 за последние пару недель, и выводы, к которым он приходит, заставляют задуматься.
Джо Савар: «Не думаю, что результаты тестов в Хересе о чём-либо говорят, кроме как о факте, что Mercedes по-прежнему впереди. Я бы не стал спешить с выводами по поводу скорости Sauber и Ferrari. И если красные машины действительно поедут намного быстрее в первых гонках сезона, то инспекторам FIA надо будет к ним внимательно присмотреться, потому что прогресс в Формуле 1 – не космическая наука, и его можно точно отследить. А теория Большого скачка умерла вместе со смертью председателя Мао.
С моей точки зрения, самое интересное явление последних недель не получило должного внимания. Речь о попытке Marussia/Manor возродить “этику британского автоспорта и известный бренд”. Имеется в виду бренд Manor? Или за этой формулировкой скрывается что-то ещё? Я не проверял, но вдруг речь идёт об имени, более известном в Формуле 1, скажем, о Brabham, Cooper, March или Vanwall? Если удалось возродить Lotus, почему бы другим не последовать этому примеру. Достоинство такого подхода в том, что старое прославленное имя помогает открывать нужные двери, чего не может современное название.
Курс Стратегической группы Формулы 1 на новый перспективный путь развития Формулы 1, похоже, базируется не на маркетинговых исследованиях, а просто на том, что кому-то не нравятся современные двигатели. По-моему, идея очередных реформ – чистое безумие, поскольку приведёт лишь к росту расходов. Насколько я понимаю, недовольство выражают как раз те, кому не удаётся добиться побед в гонках, чем и объясняется факт появления подобных планов.
Не могу понять, почему кто-то с таким упорством пытается уже к 2016 году повысить мощность моторов до 1000 л.с. Это всё равно, что вырастить тираннозавра в чашке Петри. Конечно, если фокус удастся, это произведёт впечатление, но какой позитивный эффект это даст? Некий фокусник на этом неплохо заработает, но однажды, когда он забудет запереть клетку, зверь сожрёт его самого.
Будущее Формулы 1 должно определяться чем-то значимым, а не возвратом к старым бесполезным технологиям. Да, публика требует зрелищ, но развлекать её за счёт ударного воздействия только на её уши – неумная идея. Сегодня уже используются весьма впечатляющие технологии, и если работу по их популяризации проводить правильно (а сейчас об этом говорить явно не приходится), то люди поймут, что современные силовые установки, выдающие 800 л.с. – это очень круто.
Никому не нужны ни чудовищно прожорливые двигатели, ни машины, которые производят оглушительный шум (разве что парням с комплексом неполноценности, которым кажется, что для привлечения противоположного пола обязательно нужно купить Ferrari). Формула 1 должна производить впечатление за счёт успешной реализации действительно стоящих идей, а не за счёт шумовых эффектов и огромного расхода топлива.
Но реальным хозяевам Формулы 1 важно не это, их интересуют только деньги, которые приносит чемпионат, так что ситуация будет только меняться к худшему, поскольку наш спорт может окончательно превратиться в платное зрелище и остаться только на платных телеканалах. Это приведёт к дальнейшему сокращению аудитории, а, следовательно, и спонсорства, а также скажется на экономике команд. Для чего это делается? Для того, чтобы сделать их сговорчивее, когда в 2020 году придёт время обсуждать новые коммерческие соглашения. Чем слабее команды, тем больше смогут заработать те, кто контролирует экономику спорта.
Формулу 1 должна бы защищать FIA, но федерация продала своё право вмешиваться в вопросы экономики, а это значит, что Жану Тодту обеспечено незавидное место в истории. Не исключено, что Еврокомиссия когда-нибудь разберётся в принятых им решениях, но это уже ни на что не повлияет. Он надеется только на то, что когда количество участников чемпионата сократится до минимума, хозяева Формулы 1 ослабят свою хватку…
Ещё один важный момент: похоже, FIA и FOM упустили из виду, что мир меняется, и в будущем телевидение перестанет быть источником высоких доходов. В мире всё меньше смотрят ТВ и всё больше уходят в интернет. Нужна новая бизнес-модель. Возможно, в планах Берни, рассчитанных на период после 2020 года, это учтено, но надо заметить, что Мистеру Э. тогда уже будет 90 лет, так что имеет смысл поискать ему замену…
Ходят разговоры о том, что Гран При Германии в этом году может не состояться. Лично я в это не верю. Формуле 1 нужен немецкий этап, поэтому речь сейчас только о том, кто за всё заплатит. Компромисс будет найден, но, может быть, было бы лучше, если бы хозяева чемпионата всё-таки играли на одном поле с промоутерами гонок и вместе с ними зарабатывали деньги вместо того, чтобы выжимать из них последние пенни?
Ведь наш спорт – больше, чем просто бизнес. Он принадлежит всему миру, а не кучке финансистов, которых не волнует ничего, кроме доходов».