Ветеран британской гоночной журналистики Алан Хенри в своём блоге на сайте McLaren напомнил, что в этом году Гран При Австралии исполняется 30 лет.
Алан Хенри: «Сейчас, когда Формула 1 собирается в Мельбурн, стоит вспомнить, что первый австралийский Гран При состоялся 30 лет назад. Конечно, между теми временами и современностью есть два существенных отличия. Первые 11 лет гонка проходила не в Мельбурне, а в Аделаиде, и не открывала сезон, как сейчас, а принимала финал чемпионата.
Ничего не имею против Альберт-парка, но подозреваю, что у многих в Формуле 1 остались приятные воспоминания об Аделаиде. Она намного меньше Мельбурна, её проще обойти пешком, а если у вас достаточно свободного времени, то можно было выбраться за город и познакомиться со знаменитыми тамошними винодельнями. По понятным причинам регион долины Макларен манил всегда!
Проведение Гран При помогло привлечь международное внимание к сонной Аделаиде – разумеется, именно поэтому правительство Южной Австралии решило поддержать этот проект.
В 1985-м выездных гонок было относительно мало. В те времена сезон начинался в Бразилии, этапы в Монреале и Детройте проводились в начале лета, а Гран При ЮАР – ближе к концу года. Аделаиду решили вставить в календарь после Кьялами, сделав финалом сезона, и так оставалось все 11 лет.
Многие из нас оценивали перспективы очередной городской гонки с определённым скепсисом, поскольку американские трассы в Детройте, Лас-Вегасе и Далласе оказались не такими уж интересными. Кроме того, под конец долгого и утомительного сезона не всем хотелось лететь на другой конец планеты.
Однако пессимисты были посрамлены. В Аделаиде не просто прекрасно подготовились к приёму гонки, но оказалось, что кольцо в парке Виктория заметно превосходило уличные трассы, и там было несколько весьма сложных поворотов. Комплекс боксов и паддока отличался великолепной инфраструктурой, всё работало как часы, и гоночный уик-энд прошёл просто прекрасно. У гонщиков не было никаких претензий.
“Это лучшая уличная трасса из всех, что я когда-либо видел, – отметил обычно циничный Кеке Росберг. – Верьте мне, сообщество Формулы 1 состоит из людей весьма грубых. Если мы что-то считаем плохим, не волнуйтесь, мы так и скажем. Но тут всё выше всяких похвал…”
Наверное, вполне понятно, почему неугомонный финн это сказал: гонка в Аделаиде стала его последней в составе Williams, и он её выиграл, подтвердив своё реноме мастера уличных трасс. В следующем году Росберг перейдёт в McLaren, для которой дебютный Гран При Австралии тоже закончился неплохо: команда выиграла Кубок конструкторов, хотя ни Ален Прост, ни Ники Лауда не добрались до финиша. А победу в личном зачёте француз обеспечил себе ещё за две гонки до этого, в Брэндс-Хэтч.
Но это было только начало совместной истории McLaren и городской трассы в Аделаиде, поскольку с одной стороны, впоследствии гонщики команды побеждали там пять раз, с другой, она всегда попадала в заголовки новостей, хотя и не всегда хороших…
Всем памятна дуэль Деймона Хилла и Михаэля Шумахера в 1994 году, но Мартин Брандл, выступавший тогда за McLaren, финишировал третьим. А через год произошёл один из самых драматичных эпизодов в истории команды из Уокинга, когда Мика Хаккинен получил серьёзную травму головы в результате тяжёлой аварии в квалификации, происшедшей из-за прокола колеса. К счастью, после неё финн смог полностью восстановиться.
Но вскоре мы узнали, что отношения Формулы 1 и Аделаиды подошли к финалу. Мельбурн сделал Берни Экклстоуну такое предложение, от которого тот не смог отказаться. Аделаиду без всяких церемоний исключили из календаря, и с тех пор Гран При Австралии проводится на другой трассе и, как правило, открывает чемпионат.
В Альберт-парке скопировали многие успешные рецепты, опробованные в Аделаиде, создав очень похожую трассу, но удалось ли воспроизвести ту особую атмосферу, это ещё вопрос. Уверен, я не единственный ветеран Формулы 1, кому её по-прежнему не хватает».