В отличие от Red Bull Racing, в прошлом году Williams не удалось выиграть ни одной гонки, но команда стабильно боролась за подиумы и по итогам чемпионата заняла третью строчку в Кубке конструкторов. Накануне начала европейской части сезона Williams по-прежнему занимает третью строчку в командном зачёте, но уступает Ferrari и Mercedes в скорости.
«Ситуация не так сильно отличается от наших ожиданий, - заявил Фелипе Масса, комментируя итоги первых гонок. - Мы отлично провели вторую половину прошлого сезона, но соперники раньше нас начали готовиться к новому чемпионату и создали отличные машины. Мы рассчитывали на более высокие позиции, но близки к цели. Williams уверенно занимает третью строчку в Кубке конструкторов и обладает большим преимуществом над остальными.
Mercedes продолжает всех удивлять и остается лучшей на стартовой решетке. В Ferrari добились заметного прогресса в работе с двигателем по сравнению с прошлым годом. К тому же их машина лучше нашей. Кроме того, мы видим, что прогрессирует и Sauber…
Williams продолжает бороться с Ferrari и Mercedes. У нас такой же двигатель, что у Mercedes, а работа с аэродинамикой – лучший способ модернизировать машину и добиться высокого уровня прижимной силы. За счет этого можно отыграть две десятых секунды.
Мы готовим новинки к следующим гонкам, и я надеюсь, что они помогут максимально сократить отставание от Ferrari, которую мы опережали в прошлом году. В Барселоне и Монако на моей машине будет стоять тот же двигатель, что в первых гонках. Я надеюсь добиться прогресса за счет новинок, но остальные команды тоже не стоят на месте».
Williams придется приложить немало усилий, чтобы догнать Mercedes и попытаться навязать лидерам борьбу за титул.
«Прошлогоднее доминирование Mercedes ничем не отличается от прежних побед Red Bull Racing – продолжил Масса. – У нее более конкурентоспособные машина и двигатель. К тому же, Mercedes – заводская команда, так что у нее больше денег, чем у остальных, а это играет важную роль. У Williams более скромный бюджет, чем у Ferrari, Mercedes и Red Bull Racing.
В прошлом году было сложно c точностью сказать, кто выиграет титул: шансы были у нескольких гонщиков. Сейчас Хэмилтон во всех отношениях превосходит соперников, он выступает лучше Росберга. Мы уже стали свидетелями нескольких мелких ссор между напарниками по Mercedes – это, скорее, психологическое давление, но говорит о том, что у Росберга больше проблем, чем у Хэмилтона. Для гонщика важна каждая мелочь, и если вы не смогли полностью выложиться или допустили ошибку, то неизбежно потеряете время».
Переход из Ferrari в Williams благотворно повлиял на Фелипе Массу – в команде из Гроува еще в прошлом году отмечали перемены к лучшему. Бразилец стал спокойнее и расслабленнее, избавившись от прессинга со стороны Фернандо Алонсо. Комментируя возвращение двукратного чемпиона мира в McLaren, Фелипе предположил, что ему будет нелегко справиться с возникшими у команды проблемами.
«Сложно работать в одной команде с сильным напарником, а в Ferrari мне пришлось выступать вместе с Михаэлем Шумахером, потом с Кими Райкконеном и Фернандо Алонсо, - заявил Масса. - Чуть раньше моим напарником был Жак Вильнёв.
Любому гонщику надо чувствовать поддержку команды. Если я её не чувствую и, наоборот, вижу, что напарника команда поддерживает больше, то мне приходится нелегко. Работая с Алонсо, я чувствовал, что ему команда уделяет гораздо больше внимания, чем мне. Когда Кими выиграл титул, ситуация была более сбалансированной.
Алонсо – непростой человек, ему нужны результаты. У него такой характер – ему всегда надо быть лидером. В этом году Фернандо придется нелегко, но если в следующем году ситуация в McLaren не изменится, он может задуматься о более перспективных вариантах. Не знаю, как он поступит – возможно, просто завершит карьеру.
Очевидно, что у Honda много проблем. Новый регламент Формулы 1 довольно сложный, и нужно время, чтобы справиться с всеми трудностями. В прошлом году даже у Ferrari и Renault возникли проблемы, а Honda дебютировала на год позже. Впрочем, она добьется прогресса и станет более конкурентоспособной в 2016-м».
Рассказывая об отношениях с напарником, многие гонщики заявляют, что между ними не может быть дружбы – ей нет места в условиях столь острой конкуренции. Однако Фелипе Масса с этим не вполне согласен: «В Формуле 1 сложно найти друзей, но время от времени мы общаемся. Между выходцами из Латинской Америки немного более тесные отношения, чем у остальных гонщиков. Мы хорошо поладили с Пастором Мальдонадо – мы с ним живем в одном доме. Когда Рубенс Баррикелло выступал в Формуле 1, мы ужинали вместе».
Большую часть времени бразильский гонщик проводит в разъездах, но с удовольствием посещает новые страны. По его словам, выступления в Формуле 1 помогли ему полюбить места, о которых он ничего не знал раньше: «Я не знал, что представляет собой Бахрейн, пока не поехал туда вместе с Формулой 1. Поездка в другую страну всегда доставляет мне удовольствие. Я впервые оказался в Китае в 2004-м, но тогда мне не понравилось. Удивительно, как там всё изменилось за 11 лет! Я полюбил Шанхай, а также Дубай и Абу-Даби. Мне нравится туда ездить и выступать там. Я обожаю Японию, особенно Токио. Впрочем, мы посещаем столько мест, поэтому сложно выбрать лучшее.
Любовь болельщиков – это нечто удивительное. Это настолько сильная привязанность, что они могут целый день ждать тебя у дверей отеля. На прошлой гонке в Китае было очень холодно, но меня все равно долго ждали. В Венгрии мне пришлось специально приобрести чемодан для подарков. Болельщики подготовили для нас фотоальбом, где каждая страница посвящена кому-то из гонщиков. У меня дома есть специальная комната для хранения подобных вещей».
Как и многие другие гонщики, за пределами трассы Фелипе Масса предпочитает сам садиться за руль: «Иногда я встречаю водителей, которые просят меня сесть за руль, и я веду машину. Больше всего проблем у меня возникло в Индии: на обычных дорогах я рисковал гораздо сильнее, чем на трассе. Там нет разницы между зеленым и красным сигналом светофора. На дороге можно встретить корову. Это ненормально!»
За пределами трассы Фелипе Массе тоже не удалось избежать штрафов: «Я тогда выступал в Sauber и ехал по шоссе в Швейцарии. В туннель, где было ограничение в 60 или 80 км/ч, я заехал на более высокой скорости – около 120 км/ч. Радар засек превышение скорости, так что мне пришлось заплатить штраф и даже отправиться в суд. Я на три месяца остался без прав».
Пятилетний сын Массы иногда бывает на гонках и болеет за отца. Однако Фелипе не торопится приобщать его к гонкам: «Фелипиньо отлично играет в футбол, а также очень любит гонки и всё, что представляет опасность. Я никогда не брал его покататься на карте – он должен сам попросить меня об этом, но я чувствую, что этот момент приближается. Фелипиньо сам должен решить, что хочет. Я не собираюсь принуждать его. Конечно, как отец, я хочу, чтобы у него всё получилось, и всегда буду его поддерживать. Но моя жена Рафа предпочитает футбол: она много пережила после моей аварии в Венгрии в 2009-м.
Я люблю гоняться, независимо от уровня конкурентоспособности машины. Не думаю, что после окончания карьеры в Формуле 1 перейду в IndyCar – скорее, это будет какой-нибудь чемпионат спортпрототипов».