Британский эксперт Джеймс Аллен проанализировал разные варианты возможных действий Red Bull в сложной ситуации с поставщиками моторов…
Паддок в Сочи активно обсуждал угрозы Red Bull покинуть Формулу 1, если команда не получит конкурентоспособный двигатель. Большую часть уик-энда Берни Экклстоун посвятил переговорам с Кристианом Хорнером, Хельмутом Марко и мотористами, чтобы найти решение. В пятницу он даже заявил, что считает вопрос решенным.
Каким может быть дальнейшее развитие событий? В Ferrari сказали, что Red Bull Racing и Toro Rosso могли бы получить в 2016-м моторы 2015 года – это подходит Toro Rosso, и они готовы подписать контракт, но в Red Bull Racing хотели бы получить более конкурентоспособный мотор.
В 2016-м Red Bull получит моторы Mercedes или Ferrari
После беседы с ключевыми игроками стало очевидно, что в Mercedes нет никакого движения в этом направлении. Раскол в отношениях Red Bull и Renault произошел летом, поскольку Хельмут Марко считал, что команда сможет получить двигатели Mercedes благодаря его хорошим отношениям с Ники Лаудой, но этого не произошло и, вероятно, не произойдет.
В Ferrari в этой ситуации не хотели бы выглядеть "плохими парнями", но у них с Red Bull точно такие же проблемы, как и у Mercedes. Во-первых, им не нравится агрессивное отношение Red Bull Racing к конкурентам, во-вторых, они не хотят проиграть клиентской команде. Ferrari в более уязвимой ситуации, чем Mercedes, поскольку их шасси слабее.
В Ferrari говорят, что к ним обратились слишком поздно – они просто не успеют произвести нужное число ключевых компонентов – блоков двигателей и коленчатых валов, когда до начала тестов остается три с половиной месяца. Изготовление коленвала в Формуле 1 занимает большее время. Это одна из причин, почему только у заводской команды Mercedes сейчас двигатель последней четвертой версии, а их клиенты используют прежнюю версию.
В Ferrari не хотят поставлять актуальные моторы Red Bull Racing ещё и потому, что в команде запланировали серьезные обновления силовой установки – создание более компактного блока двигателя и другие серьезные изменения, требующие пересмотра конструкции коробки передач. Команде придется поднапрячься, чтобы подготовить достаточное количество двигателей для Sauber и Haas F1, не говоря уже о Red Bull Racing. Я говорил с мотористами Формулы 1, и они сказали, что этот аргумент выглядит вполне правдоподобным.
За кулисами Формулы 1 на этой неделе планируется встреча, на которой будут согласованы итоговые правила на доработку моторов в 2016-м. Все производители выступают за разрешение на модернизацию, что позволило бы соперникам сократить отставание от Mercedes, однако для этого необходимо согласие всех команд.
В Red Bull могут использовать голоса двух своих команд, чтобы изменить ситуацию с двигателями в свою пользу. Если план на доработку моторов в 2016-м будет одобрен, и производители получат больше условных баллов, тогда Ferrari будет легче согласиться на поставку силовых установок Red Bull Racing в следующем сезоне, поскольку заводская команда сможет оставаться на несколько шагов впереди своих клиентов. Однако у них должно быть преимущество примерно в 30 л.с. над Red Bull Racing, чтобы компенсировать недостатки шасси.
Вывод: Сложно представить, что произойдут какие-то перемены, если на встрече по обсуждению правил доработки силовых установок не произойдет прорыв. Многие считают соглашение с Ferrari оптимальным вариантом, но с точки зрения логистики, на тестах и в первых гонках Ferrari будет очень тяжело. В Скудерии могут начать работать с обновленным двигателем уже в Остине на машине Кими Райкконена, но это потребует установки новой коробки передач.
Red Bull остается с Renault
Этот вариант начал набирать обороты по ходу уик-энда, когда в Ferrari стали посылать все более четкие сигналы, что они не собираются поставлять двигатели образца 2016 года Red Bull Racing. Документы о расторжении контракта между Red Bull и Renault еще не подписаны, но теперь руководству команды придется проявить все свое дипломатическое мастерство, чтобы этого не случилось. В Renault недовольны Red Bull Racing за публичную критику недостатков их двигателей, а также тем, что в команде недостаточно отмечали вклад мотористов в четыре чемпионских титула, завоеванных с 2010 по 2013-й.
По мнению Red Bull, в Renault не стали ничего делать в 2015-м после неудачного прошлого сезона, отказавшись от помощи и не желая инвестировать в скорейшее устранение проблем. Как уже заявил Эдриан Ньюи, он не видит возможностей для реального примирения: «Отношения с Renault зашли в тупик – мы были слишком расстроены результатами. В итоге, сейчас у нас нет моторов на следующий сезон».
С практической точки зрения, продолжение сотрудничества с Renault помогло бы инженерам команды – им не придётся в спешке перестраивать машину под новый двигатель и создавать новую коробку передач. В данный момент в Renault пытаются окончательно оформить условия сделки по покупке Lotus F1, и Берни Экклстоун может «стимулировать» Renault поставлять свои моторы Red Bull Racing в рамках этого соглашения.
Вывод: Не исключено, что такой вариант возможен с точки зрения бизнеса, но, возможно, некоторым руководителям придется пожертвовать своим постом. Со стороны Renault это может быть Сирил Абитебул, не исключено, что и Red Bull Racing попросят о переменах.
Временное решение, пока в Red Bull не разработают свой двигатель
В команде могут согласиться на временное решение при условии, что в будущем они получат гарантированно выигрышный вариант. Если бы не разразился скандал с Volkswagen, вероятно, в 2018-м команда получила бы силовую установку Audi. При таком варианте временный переход на двигатели Ferrari образца 2015 года устроил бы всех.
Чего точно не собираются делать в Red Bull Racing, так это разрабатывать собственный двигатель. Затраты и инвестиции нужны просто огромные, а на выходе может получиться такой же результат, как у Honda. Если у одного из крупнейших в мире производителей моторов не получилось все сделать правильно, насколько велика вероятность, что получится у Red Bull, особенно если учесть, что к тому моменту у Mercedes и Ferrari будет пятилетнее преимущество.
Вывод: Временное решение возможно, но сработает ли это в долгосрочной перспективе?
Red Bull уходит, а Кристиан Хорнер становится владельцем команды
Такой вариант нельзя исключать. Если Дитрих Матешиц разлюбил Формулу 1, то, возможно, он попытается воспользоваться ситуацией с моторами, чтобы уйти из чемпионата. Но в этом случае ему придется заплатить порядка $500 млн. штрафа, поскольку он взял на себя обязательства выступать в чемпионате до 2020 года.
В то же самое время команде полагается по $75 млн. бонусных выплат ежегодно в следующие пять лет. Если прибавить к этой сумме $65 млн., которые Red Bull Racing получит в этом сезоне за четвертое место в Кубке конструкторов, то в распоряжении Кристиана Хорнера может оказаться бюджет, позволяющий некоторое время поддерживать команду на плаву, пока не будет найден стратегический партнер. Вероятно, при таком сценарии не избежать увольнений персонала – в команде сейчас работает 800 человек, но увольнения проводил и Росс Браун, когда в Honda решили уйти из чемпионата. Такой вариант позволит обойтись малой кровью в сравнении с тем, если бы команда полностью покинула Формулу 1.
Вывод: Не самый вероятный вариант, но все же лучший, чем увольнение 800 сотрудников и уход команды из Формулы 1.
Red Bull создаёт собственную гоночную серию
Один из читателей предложил вариант, о котором стоит поразмыслить – «Red Bull может основать собственную международную Формулу Infiniti, для которой машины с моторами V8 или V10 будет строить Эдриан Ньюи, все пилоты получат одинаковую технику и, скажем, зарплату в $25 млн., что позволит заинтересовать лучших гонщиков».
Подобное предложение может показаться нелепым, но в Red Bull действительно могут организовать собственную серию, поскольку они умеют создавать контент и управлять телевизионными правами. Это маловероятный вариант, но крайне интригующий, чтобы его рассмотреть.
Что касается Toro Rosso, то, кажется, все дороги ведут к тому, что они получат двигатель Ferrari образца 2015 года. Такой вариант позволит сделать команде шаг вперед по сравнению с нынешней ситуацией. И хотя по мощности они будут уступать соперникам из Sauber и Haas F1, они могут получить преимущество за счет лучшего шасси и пилотов.