Мы писали о том, что Williams решила не подавать апелляцию против решения FIA об исключении результатов Фелипе Массы из итогового протокола Гран При Бразилии. В заявлении, сделанном по этому поводу, объяснялись причины такого решения, но подчёркивалось, что команда при этом убеждена в своей правоте.
В Абу-Даби технический директор Williams Пэт Симондс продемонстрировал журналистам материалы, доказывающие это, и прокомментировал их, поскольку команде важно защитить свою репутацию.
Пэт Симондс: «В Бразилии мы были дисквалифицированы за то, что температура задней правой шины на машине Фелипе Массы оказалась выше предписанного предела. Давление было в норме. Команду проинформировали об этом, когда гонка уже была в самом разгаре.
После гонки команда была вызвана к стюардам, которые восприняли как факт измерения, сделанные FIA: согласно им температура шины составляла 137 градусов, что на 27 градусов выше разрешённого уровня. Команда с этим не согласилась, представила множество аргументов в свою защиту, но стюарды стояли на своём и исключили результат Фелипе из протокола гонки. В случае подобных нарушений они могут поступить только так.
Сейчас важно объяснить, почему я считаю, что команда не сделала ничего неправильного, и почему мы решили отозвать апелляцию. Я абсолютно убеждён, что мы бы её выиграли, хотя это непросто, и нам пришлось бы очень тщательно готовиться. Из своего прежнего опыта я знаю, что когда команда подаёт апелляцию на решение стюардов, это ей очень дорого обходится.
Если бы мы не отозвали свой протест, то слушания по этому вопросу однозначно состоялись бы уже после окончания сезона, что очень плохо для нашего спорта. При этом со спортивной точки зрения необходимости в апелляции нет, поскольку команда уже обеспечила себе 3-е место в Кубке конструкторов. Парадокс в том, что если бы мы добились возврата очков за 8-е место Массы в Бразилии, то сумма стартового взноса для Williams в следующем году была бы выше. Так что смысла доводить дело до конца не было.
Тем не менее, я считаю, что для нас очень важно защитить репутацию Williams. Факты таковы: наш результат был исключён из протокола гонки за нарушение правил, и неважно, это произошло случайно или по какой-то иной причине.
Хотелось бы объяснить, почему я считаю, что мы не нарушали правила. Начнём с того, что FIA применяет ручные инфракрасные измерители температуры особого типа. Это отличный прибор, и аналогичные технологии мы применяем сами, измеряя температуру передних и задних колёс. Инфракрасные датчики, которые стоят на наших машинах, были откалиброваны в ходе пятничных тренировок в Сан-Паулу, и мы точно знаем, что погрешность, которую они дают, весьма невелика, в пределах полутора градусов.
FIA проводила свои измерения за 5 минут перед стартом, их специалисты приподняли термочехол, сняли показания со своих ручных приборов, и оказалось, что эти показания превышают допустимые пределы. Но дело в том, что с нашей точки зрения, эти показания выше, чем они в принципе могут быть, и вот почему. Наши инфракрасные датчики начинают замерять температуру шин уже на прогревочном круге, и если бы шина была нагрета до 137 градусов, никак не могло бы получиться, что по нашим данным её температура составляла лишь 104 градуса. Напомню, мы были удовлетворены результатами калибровки датчиков, проведённой в пятницу.
Второй момент. По нашим данным, перед стартом гонки давление в той шине было в пределах нормы, порядка 20,6 psi. Но если бы шина была нагрета до 137 градусов, то давление должно было бы быть на уровне 24,8 psi, что значительно превышает стандартную погрешность. Откуда тогда могли взяться 137 градусов?
Мы провели ряд экспериментов, в результате которых установили, что это может объясняться эффектом теплового отражения. Когда мы только приподнимали термочехол, точно такой же прибор, какой использует FIA, показывал 137 градусов. Когда термочехол был снят полностью, он показывал только 110 градусов.
Напоследок хочу остановиться на том, что было бы, если шина нагревается до 137 градусов. В дни Гран При России в Сочи на одном из комплектов термочехлов вышел из строя датчик, что привело к перегреву шин. Их температура достигла 135 градусов, после чего в Pirelli категорически запретили нам использовать этот комплект. Более того, маркировочные наклейки, которые Pirelli наносит на боковины шин, изменили свой цвет на коричневый. В Бразилии этого не было, что подтверждает, что температура шины не могла быть столь высокой».
Все материалы по этому делу, включая видеозаписи экспериментов, проведённых специалистами Williams, уже переданы гоночному директору FIA Чарли Уайтингу. На состоявшейся в четверг в Абу-Даби встрече руководителей команд с представителями федерации был поднят вопрос о некорректности процедуры измерений, которую применяет FIA, поскольку очевидно, что этот фактор сыграл свою роль в деле дисквалификации Williams в Бразилии.