В конце новогодних каникул мы подвели итоги традиционного ежегодного опроса, который ставит точку в описании событий прошлого сезона и позволяет судить об интересах болельщиков. Мы не учитывали множественные голосования – здесь ответы только из уникальных анкет!
Место жительства, возраст, стаж болельщика
76% заполнивших анкету – жители России, самая многочисленная возрастная группа – от 25 до 34 лет. 94.5% участников опроса – мужчины, 61.5% имеют высшее образование. 6% в 2015-м побывали на Гран При России в Сочи, многие собираются сделать это и в 2016-м. Большая часть нашей аудитории следит за Формулой 1 более пятнадцати лет.
За кого из гонщиков вы болели?
В этой номинации предусматривался множественный выбор, так что результат в каждом случае – доля аудитории в целом. В 2012-м первую строчку занял Петров, в 2013-м большая часть болела за Райкконена, а в последние два года безоговорочный лидер – Даниил Квят.
За кого из гонщиков вы болели? | |
Даниил Квят | 57.88% |
Кими Райкконен | 39.01% |
Себастьян Феттель | 37.36% |
Фернандо Алонсо | 21.80% |
Дженсон Баттон | 21.49% |
Нико Росберг | 18.03% |
Льюис Хэмилтон | 14.08% |
Фелипе Масса | 13.91% |
Нико Хюлкенберг | 7.58% |
Даниэль Риккардо | 6.89% |
Макс Ферстаппен | 5.57% |
Роман Грожан | 4.26% |
Валттери Боттас | 3.84% |
Серхио Перес | 3.79% |
Карлос Сайнс | 3.31% |
другие варианты | <2% |
2014: Квят (49,6%), Алонсо (33,0%), Райкконен (32.1%)
За какую из команд вы болели?
Лидер в этой категории не меняется много лет – с болельщиками у Ferrari в России нет проблем, и хорошие результаты в 2015-м вновь увеличили их число. Любопытно, что провалившая сезон McLaren Honda оказалась на строчку выше чемпионской Mercedes AMG.
За какую из команд вы болели? | |
Scuderia Ferrari | 48.19% |
Infiniti Red Bull Racing | 35.32% |
McLaren Honda | 23.27% |
Mercedes AMG Petronas F1 Team | 12.58% |
Williams Racing | 10.70% |
Ни за какую | 6.06% |
другие варианты | <5% |
2014: Ferrari (36.4%), Williams (22.4%), Mercedes (21.6%)
Какую оценку вы поставите прошедшему сезону?
Второй год подряд на первой строчке – уверенная «четвёрка», а на второй – отличная оценка. Большинство читателей считает, что сезон удался!
Какую оценку вы поставите прошедшему сезону? | |
хорошо |
39.97% |
отлично | 35.27% |
посредственно | 14.59% |
другие варианты | <5% |
Команда, добившаяся наибольшего прогресса
Прогресс Ferrari не вызывает сомнений. После года без побед и серии громких отставок команда серьёзно прибавила и очень позитивно провела сезон, заработав вдвое больше очков, чем в 2014-м.
Команда, добившаяся наибольшего прогресса | |
Scuderia Ferrari | 74.51% |
Sahara Force India F1 Team | 8.57% |
Mercedes AMG Petronas F1 Team | 5.69% |
другие варианты | <5% |
2014: Williams (55,4 %), Mercedes (37,2%), Red Bull Racing (4%)
Лучшая команда по работе в боксах
В Ferrari не обошлось без проблем на пит-стопах, достаточно вспомнить гонку в Мельбурне, где механики не закрепили заднее левое колесо на машине Райкконена, но это скорее исключение – и с пятого места в 2014-м Скудерия вышла в лидеры в 2015-м.
Лучшая команда по работе в боксах | |
Scuderia Ferrari | 40.24% |
Mercedes AMG Petronas F1 Team | 33.75% |
Infiniti Red Bull Racing | 13.70% |
другие варианты | <5% |
2014: Mercedes (32,1%), Red Bull Racing (26,6%), McLaren (18,4%)
Лучшая команда чемпионата
Победы Mercedes и прогресс Ferrari отвлекли на себя большую часть внимания, к тому же многие из тех, от кого ждали большего в 2015-м, сделали шаг назад – и только две эти команды преодолели рубеж 5%.
Лучшая команда чемпионата | |
Mercedes AMG Petronas F1 Team | 72.22% |
Scuderia Ferrari | 16.99% |
другие варианты | <3% |
2014: Mercedes (85,1%), Williams (7,1%), Red Bull Racing (2,8%)
Команда, провалившая сезон
Первое место McLaren Honda в этой номинации было предсказуемо – слишком велики были ожидания, и слишком провальным оказался сезон. Впрочем, в 2014-м самым неудачным болельщики назвали выступление Ferrari, и команда преобразилась. Возможно, так будет и в этом случае.
Red Bull Racing впервые за последние годы набрала значимые проценты в этой номинации.
Команда, провалившая сезон | |
McLaren Honda | 83.50% |
Infiniti Red Bull Racing | 7.06% |
другие варианты | <3% |
2014: Ferrari (30%), Lotus (27,4%), Sauber (26%)
Лучший дебютант
У Хельмута Марко есть редкий дар отыскивать молодые таланты и редкая возможность посадить их за руль Формулы 1 без каких-либо условностей. Макс Ферстаппен стал самым молодым гонщиком в истории Формулы 1 и произвёл отличное впечатление в дебютном сезоне. Вторая строчка – у его напарника Карлоса Сайнса-младшего.
Лучший дебютант | |
Макс Ферстаппен | 65.41% |
Карлос Сайнс | 19.76% |
Фелипе Наср | 4.59% |
другие варианты | <3% |
2014: Даниил Квят (77,2%), Кевин Магнуссен (16,7%)
Лучший гонщик в квалификации
Одна из самых объективных номинаций, в которой все прочие факторы, кроме чистой скорости, почти не имеют значения. Хэмилтон убедительно переиграл Росберга в квалификации, пока решалась судьба титула, что стало одним из факторов его успеха.
Занявший третью строчку Феттель опередил напарника с почти разгромным счётом 15:4, но самым убедительным было преимущество Грожана над Мальдонадо – 17:2.
Лучший гонщик в квалификации | |
Льюис Хэмилтон | 52.16% |
Нико Росберг | 22.54% |
Себастьян Феттель | 12.98% |
другие варианты | <2% |
2014: Нико Росберг (69,5%), Льюис Хэмилтон (14,7%), Фернандо Алонсо (3,1%)
Разочарование сезона
Три самых обсуждаемых темы сезона предсказуемо лидируют в этом рейтинге, но их взаимозависимость вселяет оптимизм – достаточно ослабнуть одному кризису, как ослабнут и другие.
Разочарование сезона | |
Кризис в McLaren | 31.49% |
Доминирование одной команды в чемпионате | 30.77% |
Продолжающиеся проблемы у мотористов Renault | 22.55% |
другие варианты | <8% |
Лучшая и худшая гонка
Два года подряд в этих номинациях не было победителя, но удивительно – этап, который многие годы считался самым скучным – Гран При Венгрии – в 2015-м признан лучшей гонкой. Эта гонка действительно прошла по иному сценарию – выиграл Феттель, Квят и Риккардо поднялись на вторую и третью ступеньки подиума, а гонщиков Mercedes не оказалось в пятёрке – и жаркий и пыльный венгерский этап стал лучшей гонкой сезона!
На второй строчке в номинации на лучшую гонку – Гран При США, на третьей – Гран При Мексики. Худшую гонку третий год подряд определить не удалось.
Лучший мотор
Силовая установка Mercedes вновь стала безоговорочным лидером по эффективности и по надёжности, да и проблем по ходу сезона не было ни у заводской команды, ни у клиентов. Но победа в нашем опросе оказалась чуть менее убедительной, чем в 2014-м – из-за очевидного прогресса моторов Ferrari. Другие варианты голосов не набрали :)
Лучший мотор | |
Mercedes | 93.25% |
Ferrari | 5.09% |
2014: Mercedes (97.93%), остальные – менее 1%
Лучшее выступление гонщика
У лидеров чемпионата в 2015-м не было серьёзных соперников, а их успехи в борьбе друг с другом не нашли отражения в рейтинге, хотя мнения в этой номинации разделились гораздо шире, чем в остальных. На первом месте – успешное выступление Квята на Хунгароринге.
Лучшее выступление гонщика | |
Квят в Венгрии (с 7-го места на 2-е) | 28.16% |
Алонсо в Венгрии (с 15-го места на 5-е) | 16.10% |
Феттель в Абу-Даби (с 15-го места на 4-е) | 15.16% |
Феттель в Малайзии (победа со 2-го места) | 9.36% |
Грожан в Бельгии (с 9-го места на 3-е) | 6.32% |
Перес в России (с 7-го места на 3-е) | 5.60% |
другие варианты | <5% |
Лучший старт
Мнения по поводу изменения стартовой процедуры, когда с Гран При Бельгии инженеры потеряли возможность помогать гонщикам при выборе настроек сцепления и оптимальных оборотов двигателя, разошлись, что иллюстрирует и этот рейтинг – три лучших старта из пяти произошли до этих перемен.
Лучший старт | |
Феттель в Венгрии (с 3-го места на 1-е) | 26.73% |
Хюлкенберг в Венгрии (с 11-го места на 6-е) | 19.99% |
Масса в Великобритании (с 3-го места на 1-е) | 16.96% |
Райкконен в России (с 5-го места на 3-е) | 8.11% |
Квят в Мексике (с 4-го места на 3-е) | 7.34% |
другие варианты | <5% |
Лучший руководитель команды
«Пришел, увидел, победил» – это и про Маурицио Арривабене в 2015-м. Бывший вице-президент Philip Morris возглавил команду в конце ноября 2014-го, и Скудерия добилась самого серьёзного прогресса за последние годы, выполнила поставленные на сезон задачи и дала серьёзный повод для оптимизма в 2016-м.
Лучший руководитель команды | |
Маурицио Арривабене (Scuderia Ferrari) | 51.35% |
Тото Вольфф (Mercedes AMG Petronas F1 Team) | 22.96% |
Кристиан Хорнер (Infiniti Red Bull Racing) | 10.09% |
другие варианты | <5% |
2014: Тото Вольфф (46,8%), Кристиан Хорнер (21,7%), Клэр Уильямс (17,5%)
Лучший технический директор
Падди Лоу и его команде в 2015-м удалось построить почти безукоризненную машину – быструю, эффективную, надежную. И впервые за многие годы в этом рейтинге выиграл не Эдриан Ньюи.
Лучший технический директор | |
Падди Лоу (Mercedes AMG Petronas F1 Team) | 30.21% |
Эдриан Ньюи (Infiniti Red Bull Racing) | 26.86% |
Джеймс Эллисон (Scuderia Ferrari) | 26.11% |
другие варианты | <5% |
2014: Эдриан Ньюи (49.7%), Боб Белл (23.8%), Пэт Симондс (16,8%)
Лучший гонщик
Опрос по поводу лучшего гонщика – всегда самый любопытный, сочетающий результаты на трассе с симпатиями болельщиков. Но три лучших позиции в этой номинации – абсолютно заслуженные!
Лучший гонщик | |
Льюис Хэмилтон | 40.93% |
Себастьян Феттель | 32.21% |
Даниил Квят | 6.06% |
другие варианты | <5% |
2014: Льюис Хэмилтон (53%), Фернандо Алонсо (13,4%), Даниэль Риккардо (10,4%)
Лучшая машина
Редкая номинация, в которой у лидеров нет конкурентов – Mercedes F1 W06 в 2015-м была безусловно лучшей, а пара трасс-исключений лишь усиливают правило. Но разница с рейтингом 2014-го всё же есть – и она растёт.
Лучшая машина | |
Mercedes F1 W06 | 80.55% |
Ferrari SF15-T | 8.71% |
Red Bull RB11 | 6.14% |
другие варианты | <2% |
2014: Mercedes (90,4%), Williams (4%), Red Bull Racing (3,6%)
Персона года
Пожалуй, самая любопытная номинация, сочетающая несочетаемое – и самая любопытная первая тройка из трёх главных героев – чемпиона мира, нового руководителя Ferrari и самого молодого гонщика в истории Формулы 1. И все трое находятся в ней абсолютно по праву.
Персона года | |
Льюис Хэмилтон | 22.62% |
Маурицио Арривабене | 15.61% |
Макс Ферстаппен | 13.86% |
Берни Экклстоун | 12.53% |
Себастьян Феттель | 8.19% |
другие варианты | <5% |
2014: Льюис Хэмилтон (31,8%), Даниэль Риккардо (13,5%), Берни Экклстоун (9,6%)
Событие года для российских болельщиков
Очень любопытный рейтинг, и на взгляд редакции, очень показательный. Спортивные успехи имеют определяющее значение.
Событие года для российских болельщиков | |
Первый подиум Даниила Квята в Формуле 1 | 76.88% |
Гран При России в Сочи | 8.62% |
Дебютный этап Формулы E в Москве | 2.10% |
другие варианты | <2% |
Как вы оцениваете идею альтернативного поставщика моторов?
Позитивно, это повысит конкуренцию | 51.11% |
Отрицательно, это не тот путь, которому должна следовать Формула 1 | 24.77% |
Нейтрально | 18.12% |
Затрудняюсь ответить | 6.00% |
Стоит ли расширять календарь в ближайшие годы?
Двадцати гонок вполне достаточно | 49.17% |
Да, этому будут рады все болельщики | 38.66% |
Нет, это явный перебор, идеальное количество гонок – не более 18-и | 10.30% |
Затрудняюсь ответить | 1.87% |
Поддерживаете ли вы идею свободного выбора составов резины?
Да, это повысит конкуренцию | 86.59% |
Нет, болельщикам и сейчас сложно разобраться в стратегии | 8.55% |
Затрудняюсь ответить | 4.85% |
Поддерживаете ли вы идею повышения сложности управления машиной?
Да, современной машиной Формулы 1 легко управлять | 54.17% |
Нет, машины достаточно сложны для управления | 30.70% |
Затрудняюсь ответить | 15.13% |