В исторической колонке на сайте McLaren Алекс Вурц вспоминал о своём сотрудничестве с этой командой…
Алекс Вурц: «Когда я расстался с Benetton в конце 2000-го, после трех лет с этой командой, я получил довольно много предложений, но все они были так или иначе связаны с Флавио Бриаторе. Мне в тот момент хотелось найти команду, на которую Флавио не оказывал бы влияния, и вариант с McLaren отлично подошел. Поняв, что я свободен от контракта, в McLaren предложили мне роль тест-пилота, в которой я заменил Оливье Паниса, планировавшего выступать за BAR.
С каждыми тестами я чувствовал себя комфортнее, скоро McLaren стала для меня вторым домом, а инженеры поняли, что могут доверять моим комментариям по поводу поведения машины, и включили меня в процесс её доработки.
К концу сезона 2001 года стало ясно, что Мика Хаккинен уходит в отставку, и я надеялся его заменить. На тестах в Монце мне пришлось даже прервать работу – я находился на длинной серии кругов, когда инженеры остановили меня – позвонил Мартин Уитмарш и хотел со мной поговорить. Он сказал мне: «Поздравляю. Я прервал тесты, чтобы сообщить – в следующем году вы будете выступать за нашу команду». Он был взволнован, поскольку только что вышел со встречи, где было принято это решение.
В тот момент я не знал, что Рон Деннис параллельно ведёт переговоры с Sauber, пытаясь переманить Кими Райкконена. Если бы в Sauber ответили отказом, тогда я бы выступал за McLaren в 2002-м.
Когда после Монцы меня не вызвали на базу, я понял, что что-то идёт не так. Я сел в самолёт и отправился к Рону, и он сказал, что они взяли Кими.
В тот момент было уже слишком поздно искать другой контракт, да и я был достаточно взрослым, чтобы понимать – команда так поступила не для того, чтобы причинить мне боль, они просто приняли решение, которое посчитали для себя лучшим. У меня был выбор – обидеться и уйти, или попытаться переубедить их своими результатами.
В 2003-м у меня был шанс выступить за Jaguar F1 – мне предложили трёхлетний контракт и пытались помочь расторгнуть мой контракт с McLaren, но команда меня не отпустила. Это было довольно жестко после того случая со мной и Кими.
В 2003-м команда использовала шасси MP4-17D, которое мы постоянно дорабатывали и к концу сезона эта машина была лучшей в чемпионате. К сожалению, моторам не хватало надёжности, но во второй половине сезона, когда моторы больше не взрывались, Кими заработал больше всех очков и до последней гонки претендовал на чемпионский титул. Это была действительно классная машина, быстрая и делающая точно то, что вы от неё хотели.
При разработке MP4-18 конструкторы решили расположить двигатель очень низко, чтобы добиться большей аэродинамической эффективности, но моторы на ней постоянно ломались. Первый день тестов в Поль Рикар прошел успешно, я показал хорошее время, но как выяснилось позже, это был единственный день, когда MP4-18 была быстрее MP4-17D.
Мы отправились на тесты в Херес, где в четвёртом повороте разрушилось днище и я попал в серьёзную аварию, после которой мотор приземлился рядом со мной. Никто толком не понял, что произошло – видели только след от днища на асфальте, после которого машину развернуло.
Мы продолжили работу. Трижды отказывали тормоза, к счастью, я никуда не врезался, поскольку это происходило в первом повороте Поль Рикара. Двигатель взрывался, перебивал трубопроводы тормозов, и педаль проваливалась в пол.
Потом были тесты в Сильверстоуне, где машина из-за перегрузок трижды теряла левое переднее колесо в Becketts/Maggotts, потом отказали тормоза в медленном повороте, и она скакала по траве и гравию. Команда восстановила машину и отправила меня на очередную серию кругов, во время которой в повороте Bridge сломалась задняя подвеска, и машина разломилась на две части. Я вернулся в боксы, позвонил руководству и сказал, что больше не хочу пилотировать эту машину. Никто из основных пилотов тоже этого не хотел, так что больше на трассе она не появлялась.
В команде рассчитывали, что в середине сезона MP4-18 можно будет использовать в гонках, и мы перестали получать запчасти для мотора, использовавшегося на MP4-17D. Обвинять в этом Mercedes было бы несправедливо – Эдриан Ньюи обещал им, что MP4-18 будет готова, но этого не произошло. Мы приехали на Нюрбургринг, где Кими должен был выиграть гонку, но взорвался мотор – девять поршней в нём были одной спецификации, а десятый – другой, и он не выдержал.
В том сезоне Педро де ла Роса присоединился к команде в качестве второго тест-пилота. В тот момент я только что отработал пять недель на тестах без перерывов, участвовал в маркетинговых мероприятиях, снимался в Гималаях для рекламы спонсоров – и простыл. Команда ждала меня на тестах, но из-за болезни я приехать не смог. Они поняли, что нужен кто-то другой, и позвонили Педро, который в тот момент был доступен. Только после этого я смог немного расслабиться, а до этого садился в самолёт каждые 32 часа – я хорошо помню эту статистику!
Мы с Педро быстро подружились, хотя были конкурентами. В 2005-м я получил второе предложение от Jaguar, и в команде думали, что на этот раз я уйду, так что MP4-20 уже не подходила «этому высокому долговязому австрийцу». Но меня вновь не освободили от контракта, и я остался, но теперь в машине локтями упирался в огнетушители, так что я физически не мог её пилотировать.
Когда Хуан-Пабло получил травму, Педро заменил его в Бахрейне, а я – в Сан-Марино, и инженерам пришлось серьёзно изменить конструкцию, чтобы я смог сесть за руль.
С тем уик-эндом связана ещё одна забавная история. После того, как меня несколько раз не отпустили в Jaguar, я устроил лёгкий мятеж и отрастил длинные волосы, что очень не понравилось Рону Деннису.
В среду перед этапом Рон сказал: «На твоём месте я бы всё подготовил идеально – беруши, шлем, гладко побрился, красиво подстригся». На следующий день он вновь заговорил об этом: «Моя жена считает, что тебе больше идёт короткая стрижка. Я могу найти парикмахера прямо здесь, никаких проблем». В пятницу он был уже настойчив: «Алекс, тебе нужно подстричься», а я поступил наоборот – взял гель и свил себе гребень. В воскресенье на стартовом поле Рон негодовал: «Надень шлем, я не хочу это видеть». Сейчас я понимаю, что мне всё же стоило подстричься.
Это была одна из тех гонок, где мы решили использовать консервативную стратегию с одним пит-стопом, я финишировал четвёртым, а после дисквалификации Дженсона Баттона оказался третьим. Потом мы очень долго пытались получить кубок за третье место у Дженсона и Honda, а я ещё три года ждал, пока мне сделают копию.
Нет, я вовсе не расстроен тем, как прошла моя карьера в McLaren, хотя многое могло сложиться лучше. Конечно, я хотел стать чемпионом мира и надеялся сделать это в McLaren, но этого не произошло. Впрочем, я благодарен тому, что у меня было это время с McLaren.