Руководитель программы Honda в Формуле 1 Юсуке Хасэгава рассказал о том, как участие в гонках помогает компании в работе с дорожными машинами, и обозначил цели McLaren-Honda на ближайшие годы…
Вопрос: В прошлом вы уже занимались проектом Honda в Формуле 1, а до этого тоже отвечали за двигатели?
Юсуке Хасэгава: Я начинал карьеру в роли конструктора серийных моторов. Десять лет назад я стал заниматься гоночной программой, но в основном работал конструктором, разработчиком и инженером.
Вопрос: Прежняя философия Honda предусматривала, что инженеры, получив опыт в автоспорте, в дальнейшем занимаются дорожными машинами. Бывают ли случаи, когда специалисты продолжают карьеру в автоспорте?
Юсуке Хасэгава: Это сложный вопрос, поскольку не все следуют этому пути. Кого-то интересуют исключительно гонки, кого-то – серийное производство. Примерно половина инженеров возвращается из спортивного проекта.
Вопрос: Какой опыт из Формулы 1 вы применяете в серийном производстве?
Юсуке Хасэгава: Подход к работе: скорость, мотивацию, точность. Все это помогает в совершенствовании серийного производства.
Вопрос: Вам удалось наладить взаимодействие отделов, отвечающих за создание гоночных и серийных двигателей?
Юсуке Хасэгава: Если говорить об использовании каких-то конструкторских решений, то нет, однако если инженер возвращается из гоночной программы на производство, у него есть полезный опыт.
Вопрос: Если бы в Формуле 1 не появились гибридные силовые установки, Honda вернулась бы в чемпионат?
Юсуке Хасэгава: Полагаю, это была одна из причин нашего возвращения. Новые технологии весьма эффективны.
Вопрос: Давайте поговорим о спортивной стороне дела. Какие основные цели McLaren-Honda в этом году?
Юсуке Хасэгава: Мы хотим выиграть чемпионат мира, но сейчас сложно сказать, когда это произойдет. Для нас важно постоянно прогрессировать.
Вопрос: В этом году вам удалось заметно прибавить в мощности?
Юсуке Хасэгава: Нет. Двигатель внутреннего сгорания стал эффективнее, но шаг не очень большой. С другой стороны, нам удалось добиться серьёзного прогресса в работе ERS. Теперь мы можем накапливать больше энергии и, соответственно, больше высвобождать.
Вопрос: Со стороны кажется, что у MсLaren хорошая машина, но силовая установка Honda не позволяет добиться большего. Это действительно так?
Юсуке Хасэгава: В прошлом году это было действительно так, да и в этом сезоне можно говорить о нехватке мощности – нам необходимо прибавить в этой области. Однако мне сложно выразить это в цифрах.
Вопрос: В прошлом году силовые установки Mercedes были номером один. За ними следовали Ferrari, Renault и Honda. В 2016-м этот порядок не изменился?
Юсуке Хасэгава: Я не знаю, сложно выстроить точную иерархию, но в настоящее время мы в состоянии бороться с Renault.
Вопрос: На какой прогресс вы рассчитываете в ближайшие два-три года?
Юсуке Хасэгава: За три года мы сможем выиграть титул. По крайней мере, такова цель.
Вопрос: В этом году вы должны регулярно зарабатывать очки, в следующем бороться за подиумы, а в 2018-м за победы?
Юсуке Хасэгава: Это было бы вполне разумно, но Рон Деннис не позволяет работать в подобном темпе. Мы должны сразу прибавить в скорости и как можно быстрее добиться цели.
Вопрос: Вы считаете правильным, что Honda вернулась в чемпионат исключительно в роли поставщика двигателей?
Юсуке Хасэгава: На мой взгляд, хорошо, что мы только поставляем двигатели, но это мое личное мнение. McLaren – сильная команда, мы относимся к ним с большим уважением и рады сотрудничеству. Если бы сотрудничество было не столь успешным, мы бы задумались о создании собственной команды, но у нас хорошие партнерские отношения, поэтому мы не должны думать об этом.
Вопрос: Вы уверены, что союз McLaren-Honda сможет повторить успехи конца 1980-х?
Юсуке Хасэгава: Всё зависит от результатов. Как только они улучшатся, наше сотрудничество станет эффективнее, а до этого мы должны активно помогать друг другу прогрессировать.
Вопрос: Насколько далека команда от реального прогресса?
Юсуке Хасэгава: К концу года мы должны доказать свою конкурентоспособность. Нам пришлось начинать с нуля, но мы уверены в том, что сможем подняться на вершину.
Вопрос: Вас огорчает, что регламент часто меняется? Мы даже не знаем, что произойдет в 2017-м…
Юсуке Хасэгава: Я не могу говорить от имени FIA, но мне жаль, что нам не удается добиться стабильности. Мы не хотим вмешиваться в политику, но хотим иметь четкие правила игры.
Вопрос: Когда вы начнете поставлять силовые установки второй команде?
Юсуке Хасэгава: Наш главный приоритет – победа вместе с McLaren, но мы должны поддержать Формулу 1, если кто-то из участников чемпионата захочет получить наш двигатель. Пока таких команд нет, но если они появятся, мы подумаем об этом.
Вопрос: В прошлом году в Red Bull пытались получить ваш двигатель...
Юсуке Хасэгава: В то время я не был знаком с ситуацией, но существовали две проблемы. Мы не были готовы поставлять им свои силовые установки, поскольку они были недостаточно мощные. Кроме того, мы не хотели, чтобы нас принуждали к какому-то решению.
Вопрос: Как в Honda относятся к возможному появлению альтернативных моторов в 2017-м?
Юсуке Хасэгава: Как производителю, нам бы этого не хотелось, но я понимаю, что болельщики хотят видеть не только соревнование мотористов. При этом я буду рад, если в чемпионат придут другие производители моторов, например, Cosworth.
Вопрос: По какой причине производители должны приходить в Формулу 1?
Юсуке Хасэгава: Формула 1 – это особый мир, и участие в чемпионате не стоит рассматривать только с точки зрения бизнеса. Нужна сильная мотивация и страсть, чтобы быть здесь. У Honda прочная связь с автоспортом, поэтому мы и выступаем в Формуле 1. В нашей компании некоторые считают, что с экономической точки зрения это не самый успешный проект, но я уверен – участие в Формуле 1 очень важно для Honda.